Тезисы
Вступление и заключение для этой темы можно найти в списке тезисов, которые доказываются с помощью нижеследующих аргументов.
- Речевая культура человека отражает его внутренний мир и моральные принципы, так как слова и выражения являются проявлением его ценностей и убеждений.
- Способность человека выразить свои мысли ясно и корректно показывает уровень его интеллектуального развития и уважения к окружающим.
- Язык и манера общения раскрывают эмоциональное состояние человека, его умение контролировать свои чувства и находить общий язык с другими.
- Речь может свидетельствовать о нравственной зрелости, поскольку человек с высоким уровнем духовной культуры склонен избегать грубых и оскорбительных высказываний.
- Использование литературного языка и разнообразных средств выразительности демонстрирует уважение к культурным традициям и стремление к саморазвитию.
- Тональность и структура речи показывают умение человека слушать и понимать других, что является признаком высоких нравственных качеств.
- Речевая культура раскрывает уровень образования и воспитания человека, что напрямую связано с его духовными и моральными ориентирами.
Аргументы
Б. Шоу, «Пигмалион». На примере Элизы Дулитл из пьесы Б. Шоу «Пигмалион» мы убеждаемся в том, что лексикон человека является отражением его внутреннего мира. Её переход от простого уличного языка к утонченному и грамотно построенному обращению отражает её личностное развитие и изменение социального статуса. В начале пьесы Элиза, будучи простой цветочницей из бедной семьи, использует грубый и примитивный запас слов, который указывает на её низкое положение и ограниченные возможности. По мере обучения и адаптации к новому языковому стилю, её речь становится более изысканной и культурной, что символизирует её рост, повышение самооценки и изменение места в обществе. Этот процесс показывает, что речевая культура тесно связана с духовным и социальным развитием, так как изменения в языке отражают глубинные изменения в мировосприятии и внутреннем состоянии личности.
А.Н. Островский, «Бесприданница». Речевая культура человека является зеркалом его духовной культуры, как это показано на примере Карандышева в пьесе «Бесприданница» Островского. Его манера говорить и использовать язык демонстрирует его внутренний мир и моральные установки. Карандышев, как персонаж, обладает ограниченным и поверхностным словарным запасом, что отражает его скромные духовные и культурные интересы. Его речь простоватая и прямолинейная, что указывает на его отсутствие стремления к самосовершенствованию и высокому культурному уровню. Совсем иначе разговаривает Паратов, возлюбленный главной героини. В его словах чувствуются сила и уверенность в себе. Речь персонажа вмещает и народные выражения, которые он использует для экспрессивных высказываний, и сложные лексические конструкции, свойственные людям из высшего класса. Таким образом, его речевая культура становится показателем развития человека. Манера общения Карандышева говорит о его духовной ограниченности и отсутствии глубоких внутренних ценностей, а лексикон Паратова выражает его индивидуальность, уверенность в себе и высокий уровень образования. Эти примеры демонстрируют, как язык и стиль общения могут отражать личные внутренние качества и мироощущение человека.
А.Н. Островский, «Гроза». Речевая культура человека является зеркалом его духовной культуры, как это показано на примере Марфы Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Её манера говорить и использовать язык отражает её моральные ценности и свойства характера. Марфа Кабанова, несмотря на её высокое общественное положение, использует грубую и подавляющую речь, что указывает на её жестокий и авторитарный характер. В ее словах отчетливо ощущается манипуляция, например: «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Марфа Игнатьевна стремится вызвать у сына чувство вины. При этом ее посыл выражен прямолинейно, даже примитивно, ведь купчиха не имеет образования и утонченных манер, она не умеет говорить витиевато и скрывать свои истинные мотивы. Её язык полон упрёков, осуждений и провокаций, что демонстрирует её неспособность к эмпатии и моральной гибкости. Таким образом, её речевая культура ясно отражает её духовное состояние, показывая, как язык и стиль общения могут быть проявлением более глубоких личностных качеств и ценностей.
И.А. Гончаров, «Обломов». Речевая культура человека является зеркалом его духовной культуры. Чтобы убедиться в этом, сравним реплики Тарантьева и Обломова в романе Гончарова «Обломов». Их привычки говорить и использовать язык отражают их жизненные установки, уровень образования и происхождение. Тарантьев, человек с активной жизненной позицией и амбициозными планами, использует речь как инструмент манипуляции и социального влияния, что свидетельствует о его стремлении к карьерным успехам и удовлетворению собственных интересов. В то же время, его речевой портрет обличает низкое социальное положение героя, ведь изобилует ошибками, грубыми выражениями и противоречиями. А вот Обломов, с его ленивым и пассивным образом жизни, говорит медленно и неохотно, что отражает его внутреннюю апатию и отсутствие стремления к переменам. Но его лексикон богат, манера изъясняться уважительная. Он говорит грамотно. Эти различия подчеркивают, что речевая культура не только передает информацию, но и глубоко связана с личными качествами и моральными ценностями человека, поэтому служит показателем его общественного положения, уровня образования и глубоких психологических мотивовов, определяющих поведение.
М. Горький, «Детство». Рассуждая на поставленную тему, проанализируем речь дедушки Василия Каширина в повести Горького «Детство». Его лексикон отражает его жизненные ориентиры и ценности. Василий Каширин, обладая глубоким жизненным опытом и мудростью, говорит простым и образным языком, насыщенным народной мудростью и жизненными наблюдениями. В то же время его язык загрязнен ругательствами, грубостью и просторечиями, которые являются частью его низкой социальной среды. Герой был травмирован нищетой, тяжелой работой и общением с жестокими людьми, его речь впитала в себя худшие проявления народной фантазии. Например: «Идешь, идешь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю — и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай!». Герой часто употребляет жаргонизмы, чтобы выразить ту боль, которую испытывает. Таким образом, его речевая культура служит прямым отражением его внутреннего мира персонажа, показывая, как язык может являться важным индикатором духовной культуры человека.
В.М. Шукшин, «Срезал». Подробную характеристику человека можно проследить в речи Глеба Капустина в рассказе Шукшина «Срезал», поскольку его манера говорить и выбор слов отражают его ресентимент и обиду на жизнь. Глеб Капустин, обладая завистью к «городским» и равнодушием к моральным нормам, использует в своей речи грубые и пренебрежительные выражения, что демонстрирует его духовную пустоту и недостаток уважения к людям. Кроме того, по его поверхностным рассуждениям видно, что он не понимает тех «умных» слов, которые запоминает из газет. Например: «В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость». Уже одна эта косноязычная фраза говорит о том, что персонаж не сможет дать определение тому, что якобы знает. Его язык является прямым отображением его морального состояния, характеризуя его как человека с узким горизонтом мышления и отсутствием нравственных ориентиров. Таким образом, речь Глеба Капустина ясно отражает его духовную культуру, точнее ее отсутствие.
М.А. Булгаков, «Бег». Для раскрытия темы сравним речь Люси и Серафимы в пьесе Булгакова «Бег». Простонародное происхождение Люси и отстуствие образования отразились на ее лексиконе. Она говорит грубо, отрывисто, использует обсценную лексику. Будучи «полковой женой» Черноты, она повторяет военные термины и невольно подражает военным. Люся, с её стремлением к благополучию и комфорту, использует фразы, насыщенные заботой о материальном достатке и личной выгоде, что свидетельствует о её прагматичном и поверхностном подходе к жизни. В противоположность ей, Сима, обладая более глубокомысленным и философским взглядом на жизнь, использует язык, насыщенный размышлениями о человеческих ценностях и моральных дилеммах, что отражает её более развитую духовную культуру и внутреннюю сложность. Она происходит из высших слоев общества, получила воспитание и образование, поэтому разговаривает грамотно и предпочитает чистую, правильную речь, лишенную ругательств. Эти различия в манере выражаться подчеркивают, что речевая культура служит отражением духовных качеств.
Б.Л. Васильев, «Завтра была война». По разговору людей можно понять, каков их истинный моральный и духовный облик. В этом мы убеждаемся, читая книгу Васильева. Мама Искры, комиссар Полякова, говорит догматически, как будто каждая ее фраза — это лозунг на митинге. Например, в таком тоне она беседует с дочерью: «Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия«. Переключиться с этого пропагандистского дискурса она не может даже дома, потому что мыслит данными сверху шаблонами, не размышляя о них. Она фанатично предана революции. Совсем по-другому общается отец Вики, тоже член партии. В его обращении к детям много юмора и сомнений, он не диктует истины под запись, а побуждает слушателей думать и искать свои ответы. Поэтому он достиг больших успехов в своем деле и стал обеспеченным человеком. Этот пример позволяет задуматься о том, что речь является социальным маркером, подчеркивающим место личности в социальной иерархии и выражающим ее когнитивные способности.
Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Для раскрытия темы проанализируем речь госпожи Простаковой в пьесе Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова использует грубый и неотёсанный язык, наполненный пренебрежением и самодовольством, что демонстрирует её ограниченные взгляды и низкий уровень воспитания. Например, вот как она описывает свой день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». Героиня допускает ошибки, коверкает язык, ведь никогда не училась. Ее развитие ограничивается обывательскими заботами и интересами. Кроме того, её речи полны презрения к окружающим, что свидетельствует о её моральной и интеллектуальной примитивности. Своего мужа она называет «дураком», а крестьян — «холопьями». Таким образом, её речевая культура служит ясным отражением её невежества и бездуховности.
О языке и речевой культуре есть отдельная подборка аргументов.