Тезисы
Здесь Вы найдете самые популярные темы итогового сочинения о судьбе. Номеру темы соответствует аргумент из литературы в нижней части статьи. Если что-то стоит добавить, напишите о своей идее в комментариях — добавим!
- Каждый сам делает свою судьбу.
- Почему человек идет наперекор судьбе?
- Почему человек бросает вызов судьбе?
- Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
- Какова судьба гордого человека в обществе?
- Смелым помогает судьба.
- Спорить с судьбой или принимать ее?
- Как противостоять ударам судьбы?
- Каждый сам себе судьба.
Аргументы
В рассказе О. Генри «Зеленая лампа» судьба главного героя, Джона Ива, меняется благодаря его собственным решениям и стремлениям. Хотя его жизнь могла бы пойти по иному пути, когда богатый человек предложил ему «игру» с зеленой лампой, Джон не просто покорно принял этот странный вызов. Он использовал полученную возможность для саморазвития и учебы, что в итоге открыло перед ним новые горизонты. Богачи думали, что он станет пить и деградирует, когда ему ничего не надо будет делать, но они просчитались. О. Генри на его примере показывает, что каждый сам творит свою судьбу: даже случайные обстоятельства могут стать трамплином для роста, если человек полон решимости изменить свой удел. Джонас не позволил своей бедности или чужим прихотям управлять им — он превратил обстоятельства в возможность, сделав свой путь успешным своими силами.
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Вера идет наперекор своей судьбе, отказываясь от навязанного ей брака по расчёту, потому что стремится к свободе и настоящим чувствам. Вера не хочет быть просто фигурой в чужой игре, подчиняясь давлению семьи и общества, которые диктуют ей правила жизни. Союз с Михаилом сделает Веру несчастной, ведь родная мать просто продает ее в обмен на материальные выгоды для семьи. В таком союзе нет места любви и уважению, поэтому Вера восстает против него. Ее решимость сбежать из дома и строить будущее на собственных условиях — это проявление внутренней силы и веры в собственное право на счастье. Наперекор судьбе, Вера выбирает не предопределенность, а путь свободы, доказывая, что настоящая жизнь начинается тогда, когда человек сам берет её под контроль и отказывается играть по чужим сценариям.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко идет наперекор судьбе, когда, вопреки страху и отчаянию своего племени, решает вести его через опасные леса к спасению. Он бросает вызов предначертанной участи — погибнуть в дикой природе, предпочитая действовать, а не покорно ждать неизбежного конца. Его смелость и готовность жертвовать собой ради других делают его символом бунта против враждебных обстоятельств. Герой создает свою собственную дорогу, несмотря на все трудности. В этом решении проявляется его вера в силу воли и любви к людям, которая загорается в его сердце. Автор на примере Данко показывает, что против злого рока можно идти тогда, когда внутренний огонь и решимость изменить мир сильнее страха перед неизведанным.
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов на своем примере доказывает, что человеку не нужно смиряться с судьбой, если та приносит страдания и унижения. Несмотря на все тяготы войны и пленения, он не соглашается с ролью безвольной жертвы обстоятельств. Его побег из лагеря — это не просто попытка спастись, но и проявление внутренней силы и несогласия с тем, что неудача должна навсегда определить его жизнь. Андрей верит, что, борясь и действуя, можно преодолеть любые преграды. Думая о семье и Родине, он делает невозможное: убегает из трудового лагеря и берет с собой важного пленника — немецкого инженера. Соколову удалось победить своих врагов и внести большой вклад в Победу. Шолохов через его образ показывает, что смирение перед судьбой лишает человека свободы и надежды, тогда как сопротивление и вера в лучшее позволяют оставаться собой даже в самых тяжелых обстоятельствах.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» судьба гордого человека в обществе проявляется в образе Раскольникова, который из-за своей гордыни отдаляется от окружения и оказывается в духовной изоляции. Считая себя выше моральных законов, он совершает преступление, надеясь, что его ум и сила воли дадут ему право судить других и решать, кому воздать по заслугам. Однако это решение приводит его к внутреннему разладу и мучениям, так как совесть, страх наказания и подсознательный протест против насилия не дают ему покоя. Раскольников осознает, что человеческие отношения и моральные нормы сильнее его индивидуальных правил и решений, и это осознание становится его падением и возможностью для духовного возрождения. Судьба гордого человека — это путь, полный отчуждения и боли, пока он не поймет, что гордыня разрушает его самого и его связь с миром.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» судьба действительно помогает смелым, и пример Штольца ярко это доказывает. Будучи совсем еще юным, он уезжает в большой город без связей и средств, но с сильной волей и уверенностью в себе. Штольц не ждет благоприятных условий или помощи извне — он смело берется за любое дело, полагаясь на собственные силы и целеустремленность. Его храбрость выражается не только в решении отправиться в неизвестность, но и в постоянном движении вперед, что позволяет ему добиться успеха там, где другие бы сдались. Он добивается личного дворянства и становится богатым коммерсантом, который вхож в самые солидные дома и кабинеты. Через образ Штольца Гончаров показывает, что судьба благоволит тем, кто не боится рисковать и брать ответственность за свою жизнь, и именно смелость становится ключом к победе над обстоятельствами.
В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой не соглашается смириться с судьбой, которая его заключила в монастырские стены. Он бросает вызов своей участи, мечтая о свободе и возвращении на родину. Мцыри не готов принять жизнь, лишенную свободы и действий, и его побег — это символ сопротивления злому року. Несмотря на то, что его попытка обрести волю и дом заканчивается трагически, Лермонтов показывает, что путь без борьбы за мечту — это всего лишь жалкое существование, а не полноценная жизнь. Спорить с судьбой для Мцыри означает оставаться верным самому себе и своим идеалам, даже если это ведет к смерти. В монастыре он все равно не видит возможности для жизни, а значит, долгое прозябание в его стенах — это лишь досадная отсрочка неизбежного. В его истории битва с судьбой важнее, чем покорность, ведь только так он чувствует себя живым.
В произведении А.И. Солженицына «Матренин двор» главная героиня, Матрёна, показывает, как можно противостоять ударам судьбы — не сражаясь с ними напрямую, а принимая их с глубоким смирением и внутренней стойкостью. Несмотря на многочисленные лишения, потери и несправедливость, она не ожесточается и не ищет виноватых, а продолжает жить с добротой и светом в душе. Войны, трагические смерти, бедность, проблемы с семьей проходят сквозь душу героини, не оставляя на ней темных пятен. Ее способность сохранять человеческое тепло и помогать другим, даже когда самой тяжело, демонстрирует, что настоящая сила в том, чтобы не сломаться под ударами обстоятельств, а принять их с миром в сердце, оставаясь верной своим принципам. Матрёна противостоит злому року не через борьбу, а через тихое, но мощное сопротивление злу и несправедливости своей добротой.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» образ Лопахина ярко иллюстрирует идею, что каждый сам себе создает судьбу. Рожденный в крестьянской семье, он не смиряется с предначертанной долей бедности и зависимости. Лопахин упорно работает, использует возможности и добивается успеха, превращаясь из простого крестьянина в богатого предпринимателя, который в итоге покупает тот самый «вишнёвый сад» своих бывших хозяев. Герой встает засветло, работает ежедневно, но его усилия приводят к тому, что он сам диктует условия окружающим, а не наоборот. Он определяет свой путь, не полагаясь на обстоятельства, а беря ответственность за свою жизнь в свои руки. Лопахин доказывает, что судьба — это не данность, а результат целеустремленности и действий, которые человек предпринимает для достижения своих целей.