Тезисы
Для начала сформулируем определение слова «семья» для итогового сочинения:
- опора, которая поддерживает человека в трудные моменты жизни.
- источник любви, заботы и эмоциональной стабильности.
- место, где формируются ценности и жизненные принципы.
- первый коллектив, в котором человек учится взаимодействовать с окружающими.
- круг людей, на которых можно положиться, независимо от обстоятельств.
- пространство для личностного роста и самовыражения.
- фундамент, на котором строится будущее человека.
Аргументы
В романе И.А. Гончарова «Обломов» семья играет ключевую роль в формировании личности главного героя. Для Ильи Ильича Обломова семейные устои становятся символом уюта, стабильности и безмятежности. Воспитанный в атмосфере обожания и опеки, он с детства привык к спокойной, размеренной жизни, которая лишила его решимости и стремления к действиям. Мать ограничивала его игры, потакала его лени и нежеланию учиться. Даже играть и бегать с другими детьми Илье запрещалось, ведь он мог бы пораниться или заболеть. Именно семейное окружение, с его безграничной заботой и мягкостью, породило в Обломове чувство беспомощности и страх перед активной жизнью. Таким образом, роль семьи в романе Гончарова показана как фактор, который с одной стороны, даёт тепло и защиту, а с другой — ограничивает личностное развитие и становление самостоятельности.
В поэме Гоголя «Мертвые души» отношения Чичикова с отцом играют важную роль в формировании характера главного героя. Отец Чичикова с раннего детства внушал сыну главную цель жизни — накопление богатства любой ценой, учил хитрости, экономии и настойчивости. Эти наставления глубоко отпечатались в душе Чичикова, определяя его жизненные принципы и стратегии. Он рос, стремясь к материальному благополучию, забывая о духовных и моральных ценностях. В результате, семейное воспитание стало основой его карьерного пути мошенника и авантюриста, для которого главное — личная выгода. Таким образом, роль семьи в поэме показана как решающий фактор, влияющий на моральное падение человека.
В романе Пушкина «Капитанская дочка» семья играет ключевую роль в становлении нравственных и моральных качеств главного героя, Петра Гринева. Родительское воспитание, основанное на уважении к чести и долгу, становится для него внутренним компасом в сложных жизненных ситуациях. Отец Гринева с детства учил сына честности и ответственности, что ярко проявляется, когда Петр отказывается изменять своим принципам, даже перед лицом бунта Пугачева. Гринев бережет доброе имя своего рода. Он готов скорее погибнуть, чем опорочить близких. Именно влияние отца и матери ведет его вперед и позволяет избегать соблазнов кривой дорожки. Семья здесь символизирует не только любовь и заботу, но и фундаментальные ценности, которые помогают Гриневу пройти через испытания и остаться верным своим убеждениям.
В рассказе Шолохова «Судьба человека» семья для Андрея Соколова является источником силы и надежды, поддерживающей его в самые трудные моменты жизни. Даже находясь в трудовом лагере, страдая от голода и унижений, герой вспоминает о своих близких, мысленно общается с ними и обещает им вернуться домой, несмотря ни на что. Именно надежда на скорое воссоединение с Ириной и тремя детьми направляла Соколова на смелые поступки. Потеряв жену, дочерей и сына во время войны, он не утратил душевной глубины, а продолжил искать смысл жизни и теплоту семейных отношений. Встреча с Ванюшкой, осиротевшим мальчиком, становится символом возрождения утраченной семьи для Соколова. Этот жест — усыновление ребенка — подчеркивает, что семья не ограничивается кровным родством, а возникает из глубокого человеческого чувства ответственности и любви, которые способны дать новый смысл жизни даже после тяжёлых потерь.
В романе Шолохова «Тихий Дон» семья играет ключевую роль как центр казачьей жизни, где переплетаются традиции, долг и любовь. Для главного героя, Григория Мелехова, семья становится одновременно источником радости и горя. Его разрывают противоречия между привязанностью к жене Наталье и страстной любовью к Аксинье, что отражает сложность отношений. Когда Григорий уходит из дома, чтобы жить вместе с Аксиньей, он ощущает свою оторванность от корней и чувство одиночества. Ему не по себе на службе у пана, он любит свою землю и скучает по родным. Поэтому даже любовь к женщине не может заменить Григорию отца, мать, брата, сестру, родной курень. Семья для казаков — это не только дом, но и символ устойчивости, передающейся из поколения в поколение, корень их культуры и жизненной философии. Однако война и политические перемены подрывают эту стабильность, разрушая семьи и вынуждая героев пересматривать своё понимание долга и привязанностей. Оторванность от семьи делает Григория глубоко несчастным человеком.
В повести Льва Толстого «Детство» семья играет центральную роль в формировании характера и мировоззрения маленького Николеньки. Через отношения с матерью, отцом, братом и сестрой он постигает основы любви, доверия и душевной близости. Семья в повести — это не просто люди, живущие под одной крышей, а источник всех детских впечатлений, в котором формируется его внутренний мир. Мать для Николеньки — воплощение доброты и тепла, олицетворение безусловной любви, которая питает его душу. Воспоминания о ней ассоциируются у него с детством. Наталья Николаевна, посвятив всю себя родным, создала такую атмосферу, в которой сын чувствовал себя счастливым. Однако постепенно через семейные трудности и расставания Николенька начинает осознавать, что взросление неразрывно связано с потерей беззаботности и невинности детства.
В повести Максима Горького «Детство» семья становится источником не только тепла, но и боли, контрастируя с обычным представлением о семейной гармонии. Для Алеши родной дом — это не уютное убежище, а место конфликтов, грубости и постоянных скандалов между родственниками. Дед Василий и два его сына делят имущество и не перестают нападать друг на друга. Бедность вынуждает героев становиться жадными до исступления, до маниакальности. Тем не менее, именно через этот тяжелый семейный опыт мальчик учится различать добро и зло, формируя собственное представление о справедливости и человечности. Бабушка, ставшая для него воплощением любви и мудрости, противостоит общей суровости, помогая ему сохранить веру в людей. Таким образом, семья в «Детстве» — это не идеал, а сложная школа жизни, где рядом с жестокостью соседствуют доброта и сострадание.
В повести Пушкина «Станционный смотритель» поднимается проблема обесценивания семейных ценностей. Главный герой, смотритель Самсон Вырин, живет скромной жизнью, и единственной радостью для него становится его дочь Дуня. Но когда она покидает его ради блестящей, но обманчивой жизни с гусаром Минским, семья распадается. Для Самсона потеря дочери равносильна гибели — он не может смириться с тем, что его скромная, но честная семья разрушена обманом и чужими амбициями. Дуня проявляет к отцу черную неблагодарность и вычеркивает его из своей жизни. Сбежав с офицером, она не пишет Самсону, не навещает его, как будто между ними больше ничего нет. Однако когда Дуня сама становится матерью, она осознает, чего лишилась. Она приезжает к отцу, но находит лишь его могилу. Ее горькие слезы — свидетельство того, что семья — это не только кровные узы, но и глубочайшая эмоциональная связь, которую невозможно восполнить никакими внешними благами.
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» затрагивается проблема девальвации семейных ценностей. Старушка Катерина Петровна, проживающая свои последние дни в одиночестве, ждет внимания от своей дочери Насти, которая уехала в большой город. Однако для Насти карьера и городская жизнь становятся важнее матери, и она вспоминает о ней только тогда, когда уже слишком поздно. Несмотря на просьбы единственного родного человека, героиня не приезжает проводить ее в последний путь, потому что не находит времени на чтение телеграммы от матери. Это равнодушие приводит Настю к трагедии: навек с ней остается чувство вины, продиктованное горем одинокой старушки, умершей посреди чужих людей. Паустовский через эту историю показывает, что семья — это не просто биологические связи, а ответственность за тех, кто дарил нам любовь и заботу. Пренебрежение этими обязанностями может привести к необратимым потерям и раскаянию.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» роль семьи в жизни человека раскрывается в описании семейства Ростовых. Веру, свою старшую дочь, графиня воспитывала по модным методикам того времени. Она ограничила общение с ней, не давала достаточно теплоты и заботы. В итоге Вера выросла эгоистичной, замкнутой и отчужденной женщиной. А вот Наташе графиня уделила больше внимания, потому что набралась опыта и осознала, что модные веяния чужды ее натуре и представлению о морали. Наташа была очень близка с матерью, всем с ней делилась, поэтому в ее характере сформировались черты, необходимые для брака и материнства: доброта, открытость, ответственность, готовность к самоотречению. Этот пример заставляет задуматься о том, что семья сильно влияет мировоззрение и судьбу человека.