Тезисы
- Человек может прожить пустую жизнь и лишь на смертном одре осознать, что поступал неправильно. Чтобы понять себя и выстроить нужные цели вовремя, необходимо заняться самопознанием: расставить приоритеты и сформулировать мечты.
- Познание личности самой себя- длинный и сложный процесс. Он может настигнуть человека как в молодые, так и в зрелые годы. Эта философская тема интересовала многих писателей. Они неоднократно закладывали подтекст в свои сюжеты, заставляя нас задумываться о ней.
- Познание самого себя — сложное дело, которое состоит в поиске своего предназначения в жизни и расстановке важных приоритетов.
- Познает самого себя тот, кто заглядывает в глубины души и прислушивается к внутреннему голосу.
- Услышать себя может только тот, кто регулярно занимается самопознанием: читает, смотрит фильмы, рефлексирует над увиденным и прочитанным.
- Из этого следует, что не каждый человек может ответственно подходить к самоанализу. На примерах литературных героев читатель должен делать выводы. Однако познание или непознание самого себя — личный выбор каждого.
Аргументы
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Яркий пример самопознания личности мы замечаем в романе “Война и мир” в образе Андрея Болконского, который пытался найти смысл жизни. В начале романа молодой офицер — гордый и холодный человек, который осуждает светское общество, бывает груб с окружающими и ставит себя выше остальных. Своим призванием он считает военное дело и жаждет построить карьеру в армии. Ради этого он принимает участие в исторических событиях, значимости которых не понимает. Он ведом лишь своим тщеславием. Хотя ругать Болконского нельзя, потому что люди в его возрасте часто совершают ошибки. Благодаря им герой сталкивается с обстоятельствами, при которых он осознает великую истину. Это происходит во время Аустерлицкого сражения, где князь Андрей слышит похвалу своей воинской доблести от Наполеона. Упав из-за ранения, герой смотрит на «высокое, справедливое и доброе небо» и понимает ценность жизни. С этого момента внутреннее познание героя не будет прежним. Болконский ментально растет и становится более зрелым. Теперь ордена и медали, похвалы и подвиги ему безразличны, ведь он по-иному выстраивает приоритеты. Теперь он ощущает счастье в обыденной жизни, любви и дружбе. Небо становится для него символом красоты и бессмертия. Герой прислушался к своему внутреннему голосу и нашел свое призвание в другом месте — это и есть самопознание.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Познает себя и Пьер Безухов из этого же произведения. По характеру герой добродушен, наивен, горяч. Он живет «умом сердца», поэтому находится в поиске себя в огромном мире, где его душа поддается разным страстям и соблазнам. Внутренний монолог в Торжке раскрывает Пьера как романтическую личность, не находящую себе места. Герой- мечтатель на протяжении произведения пытается довести себя до высшей степени совершенствования. Поэтому судьба сводит его с обществом масонов, а знакомство с Баздеевым помогает обрести смысл жизни, заключающийся в служении другим: «Я жил для себя и погубил свою жизнь,»- такой вывод делает граф и находит другие пути реализации своего посыла миру. Пьер хочет стать лучше, поэтому видит потребность в самоанализе. В финале он добирается до сути и создает свое счастье. Именно самопознание, заключающееся в размышлении о своем предназначении и пути, помогло герою стать тем, кем он всегда мечтал быть.
И.А Бунин, «Чистый понедельник». Героиня рассказа И.А Бунина «Чистый понедельник» пребывает в размышлениях о своей судьбе. Она не может найти себя, несмотря на все возможности судьбы. Девушка красива, умна и богата. Казалось бы, чего еще желать? Ее жизнь насыщена: она посещает курсы, ходит в театр, читает книги. Но внутренняя противоречивость героини заставляет ее вновь и вновь думать о будущем. Метание между привычной для нее обстановкой или духовной аскезой, которая так манит душу, не дает ей покоя. Даже окружающие замечают ее отстраненность. Она умеет наслаждаться мирской суетой, но остается верна Богу и принимает решение уйти в монастырь. Перед Великим постом она, искупив свои грехи, решает, что путь чистого и светлого самоотречения для нее ближе. Здесь проявляется выбор человека путем самоанализа. Благодаря вероисповеданию она понимает, что приближение к Богу даст ей возможность познать истинное “я”.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Пройдя через многочисленные испытания, человек способен понять, кто он есть на самом деле. Главный герой, Петр Гринев, будучи в начале книги беззаботным юношей, гоняющим голубей по крышам, вступает во взрослую жизнь. Отец, Андрей Петрович, отправляет своего сына в отдаленную часть, где Петруше придется справляться со всем самостоятельно. Совершив первые ошибки в пути, герой начинает осознавать, что нужно подходить ответственно к любому делу. Это происходит после проигрыша Зурину. Тогда Гринев сказал, что “поведение его в симбирском трактире было глупо”. “Все это меня мучило,”- заключает молодой дворянин. Оценка своего поведения, а также мудрые слова “дядьки” Савельича дают повод для размышлений о своем дальнейшем пути. По ходу повествования мы видим, как юноша меняется, пройдя через все трудности: проигрыш в карты, поединок со Швабриным, защита крепости- делают Петра только сильнее. Так, становление его личности демонстрирует внутреннюю эволюцию героя, и в финале романа он предстает благородным человеком. Испытания помогли ему понять себя и стать лучше.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Через испытание познает себя и Евгений Базаров в романе “Отцы и дети” И.С. Тургенева. Придерживаясь принципов нигилизма, оставаясь холодным и твердым человеком, Евгений воспитывает себя сам: “Всякий человек сам себя воспитывать должен- ну хоть я, например”. Так же, как и многие герои, он познает этот мир через испытание любовью. Именно здесь проявляется “живая” натура нигилиста. Добирается до сути Базаров тогда, когда признает это чувство. Он не верит в эту “выдумку романтиков”, но страсть к Одинцовой настигает его и не дает в полной мере следовать своим убеждениям. Он проникается глубокой симпатией и привязанностью к этой холодной женщине. Разочаровавшись в своих взглядах, Евгений теряет свою уверенность. Он осознает, что его жизненные предрассудки были ложными, потому что через чувственный опыт, отрицаемый в недавнем прошлом, герой проходит сам. Базаров поздно понял себя, потому что слишком полагался на разум и недооценивал чувства, а они тоже играют важную роль в осознании и поиске себя.
А.П. Чехов, «Студент». В рассказе А.П. Чехова “Студент” отсутствует напряженное действие, ведь автор повествует о внутреннем прозрении человека, которое произошло под влиянием общения и чтения. Так, возвращаясь с охоты, молодой студент-богослов Иван размышляет о том, что мир, полный бедности и голода, царил “при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре”. Весь этот хаос господствует и сейчас. Он приходит к выводу о том, что “жизнь не станет лучше”. На своем пути он встречает двух вдов, чья судьба сложилась трагично. Холодная ночь и прошлые мысли заставляют героя рассказать попутчицам об отречении Петра. Евангельская история об апостоле вызывает слезы у вдовы, и студент понимает, почему она заплакала. После Иван продолжает свой путь, но в его душе идет созидательная работа. Его внутреннее состояние меняется. Он осознает, что правда и красота — главное в человеческой жизни. Герой ощущает счастье внутри себя: “Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”. Теперь у героя другие ценности и установки. Студент понимает, зачем он живет и учится, к чему стремится. Следовательно, самопознание стимулируют такие явления, как общение, чтение и размышление.
А.П. Чехов, «Ионыч». Однако не все герои справляются с непростой задачей познания своей индивидуальности. Дмитрий Ионыч Старцев в рассказе А.П. Чехова “Ионыч” в начале рассказа представляется читателю положительным героем. Молодой врач — деятельный и образованный человек. Его интересуют работа, искусство, семейные ценности. Когда по просьбе Котика он приезжает на кладбище, герой видит “мир, не похожий ни на что другое”. Однако после этого мгновения Старцев чувствует пустоту внутри себя :“Он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние”. После этого чеховский герой осознает бессмысленность существования. Душевные изменения проявляются не только в его характере, но и в теле. Карьера и деньги становятся приоритетом, а его единственным увлечением остается игра в винт по вечерам. Презирая этот мир и при этом понимая, что погряз в нем, герой не пытается измениться. Материальные ценности поглотили Старцева с головой, поэтому о духовном развитии герой даже не думает. Проблема Дмитрия заключается в том, что он перестал прислушиваться к себе и идти к поставленным целям. Он позволил обывательскому обществу управлять собой и забыл о необходимости сохранять верность себе и своим убеждениям. Поэтому он заблудился и потерял себя.
М. Горький, «На дне». Актер из пьесы М. Горького “На дне” не справляется с самопознанием. Все герои произведения — нравственно “падшие” люди, но некоторые все же питаются надеждой выбраться из болота. В этом им помогает Лука, который, как пророк, вдохновляет некоторых героев своими словами и советует действовать. От него Актер узнает, что существует “лечебница для пьяниц”. Он искренне верит в то, что сможет побороть себя. Герой бросает пить и начинает копить деньги на поездку в больницу. Однако утверждения других ночлежников и исчезновение Луки возвращают Актера в первоначальное состояние. На секунду герой осознает, что эта жизнь его не устраивает и что его предназначение в другом, но он теряет себя под воздействием окружающих и своего порочного увлечения спиртным. Не выдержав своей участи, Актер совершает самоубийство. Герой постоянно заглушал внутренний голос и не слышал себя. Это его и погубило.
И.А. Гончаров, «Обломов». Познание самого себя происходит и у Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова, но его привычки, приобретенные с детства, не дают ему измениться. Илья Ильич теряет свой ориентир, потому что он ленивый, малодушный, приземленный. Из-за отсутствия целей и воли для их реализации герой не в силах заставить работать над собой: “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему”. Друг Штольц и возлюбленная Ольга Ильинская предпринимают попытки изменить Обломова, для которого энергичная жизнь является наказанием. Любовь к Ольге помогает ему сделаться лучше. Вера в счастливое будущее любимого человека помогает девушке не сдаваться. Однако ее старания оказались тщетными. Обломов думает, что его полюбить невозможно, и приходит к разрыву отношений и возвращению к старому укладу. В итоге герой возвращается к тому, с чего начинал. Он заглушил свой внутренний голос, оставшись в зоне комфорта и во власти полудремы. Илья Ильич успокоил свои нравственные поиски блаженной праздностью и жил за счет стараний Агафьи Пшеницыной. Поэтому он так и не нашел себя.
Н.В. Гоголь, «Шинель». Теряет себя Акакий Акакиевич Башмачкин в рассказе. Он, как и Обломов, не пытается изменить свою жизнь к лучшему, оставаясь в нищете и неуважении. Его иллюзорным выходом становится новая шинель, на покупку которой он копит, отказывая себе во всем. Герой экономит, начиная со свечей и заканчивая едой, голодает, “ступает как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок”, редко отдает вещи в прачечную. Покупка новой шинели становится самым ярким событием: “Существо, <…> для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь…”. В этот момент Башмачкин счастлив. Его жизнь на мгновение становится совершенно иной, не той, что раньше. Однако чиновник придает настолько большое значение вещи, что, потеряв ее, теряет и смысл своего существования. Из-за этого герой умирает. Как мы видим, ошибочная расстановка приоритетов и сон души, погрязшей в рутине, приводят личность к потере самой себя.
Другие аргументы по этому направлению представлены в этой подборке.
Автор: Виктория Чижова