Почему общество не принимает некоторых людей — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

  • Общество не принимает тех, кто отличается от серой массы бьющей через край индивидуальностью.
  • Личность может сама провоцировать общество на конфликт, если нарушает его законы.
  • Если человек имеет свое собственное мировоззрение, отличающееся от большинства, общество его не примет.
  • Коллектив отвергает того, кто открывает ему неприглядные истины и осуждает общепринятый порядок вещей.
  • Человек не может найти понимание в окружении, если не соответствует социальным стандартам.
  • Личность не сможет реализоваться в обществе и найти гармонию в отношениях с ним, если окружение будет настроено враждебно по отношению к его происхождению, вере, нации и другим особенностям. 

Аргументы

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Кажется, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно найти иллюстрацию любой проблемы – настолько объемное и выдающиеся это произведение. Наша тема – не исключение. Герой по имени Пьер Безухов – незаконный сын знатного и богатого графа Безухова. События, описанные в книге, происходят в XIX веке – это важно. В эту эпоху всем управляло светское общество, состоящее из дворян. У них было множество правил поведения, формальностей, предрассудков. Об искренности в высшем свете говорить не приходится – повсюду сплошное притворство, чванство. На фоне всех этих людей, которые ищут новых знакомств ради выгоды и признания, ярко выделяется Пьер. Он не привык притворяться, льстить, его не заботят деньги и власть. Этот герой добродушный, поистине благородный, умный и образованный. Так что общество его не принимает, а лишь пользуется им в корыстных целях. На основании этого примера можно сделать вывод о том, что социум не принимает людей, которые так или иначе не вписываются в рамки, этой же группой людей и установленные. Например, в светском обществе не находит себе место открытый, искренний, мудрый и добрый Пьер. Он не такой, как холодные, лицемерные и чопорные дворяне. 

«Станционный смотритель» А.С. Пушкин. В рассказе Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» читатель видит ситуацию, в которой люди не приходят в пониманию из-за различий в социальном статусе. А оно в свою очередь порождает все остальные различия – в мировоззрении, привычках, манерах поведения. Один из героев – Самсон Вырин – станционный смотритель, простой человек – без чинов и званий, без огромного состояния. Второй – дворянин Минский – богатый человек знатного происхождения. С ним уезжает дочь Вырина – Дуня. Самсон очень скучал по дочери, боялся, что барин ее обидит и бросит, а потому приехал к Минскому забрать её домой. Однако жених Дуни обошелся крайне невежливо с бедным станционными смотрителем – он вручил ему деньги и выгнал, объяснив, что любит Дуню и с ним она будет счастлива. Офицер сразу же вычеркнул из своей жизни отца невесты, потому что он ему не ровня. Дав деньги и весьма сомнительное объяснение своего поступка, он унизил Самсона Вырина. Таким образом, Минский не уважает потенциального тестя, он смотрит на Самсона свысока, полагая, что человек, который беднее и ниже по званию, не достоин хорошего отношения. Безусловно, это негативный пример того, как гордыня и спесивость одного человека порождают конфликт и неприятие другого человека обществом. В те времена почти все дворяне не принимали людей из народа за равных, потому что у тех не было денег и знатного происхождения.

«Юшка» А.П. Платонов. Нередко общество не принимает некоторых людей потому, что судит их по внешнему виду. А он, как известно, часто очень обманчив. Так произошло в главным героем рассказа Андрея Платоновича Платонова «Юшка». Он беден, беззащитен, слаб и болен. Дети издевались над ним, бросали в него камни. Юшка же в ответ не проявлял агрессию, не ругался. Он покорно сносил насмешки, грубость, побои. На самом же деле, герой имел большое доброе сердце, был трудолюбивым и честным. Более того, Юшка помогал сиротке и обеспечил ей высшее образование. Но никому из окружающих не было дела до того, кто такой Юшка. Все смотрели лишь на его болезненный внешний вид, старую одежду. Вот и считали его странным, больным, чудным. Но ведь недаром существует поговорка «Не суди книгу по обложке» – с людьми точно так же. Этот эпизод из рассказа А.П. Платонова помогает сделать вывод о том, что порой общество не принимает других людей, потому что судит лишь по внешности, а не по характеру и внутренним качествам человека. 

«Горе от ума» А.С. Грибоедов. Яркий пример противостояния личности и общества мы находим в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, не находит себе места в доме Фамусова. Чацкий умён, образован, он видит разные пороки общества и не стесняется говорить о них, смело высказывает своё мнение, даже если оно отличается от взгляда большинства. В обществе Фамусова героя принимают за сумасшедшего. Ведь эти люди привыкли к тому, что ценятся лишь чины и звания, деньги и связи, лесть и спесивость. Общение превращается в поиск выгоды, а жизненные цели ассоциируются с скопидомством и непрерывным накопительством материальных благ. Таким образом, общество не принимает людей, которые оказываются мудрее и наблюдательнее, нравственные ориентиры которых выше. К примеру, Чацкому принадлежит знаменитые слова: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Это значит, что он выступает против того, чтобы лестью и лицемерием зарабатывать чины и высокие должности. Людям же фамусовского общества не хочется смотреть правде в глаза и осознавать, что это действительно их порок. Жизненные принципы Александра Андреевича отличаются от нравов общества. Так что герой не находит себе места в московском дворянстве. 

«Гроза» А.Н. Островский. В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» перед читателем предстаёт крайне печальная, а, в конце концов, и вовсе трагичная картина того, как общество не принимает одну героиню – бедную Катерину. Дело в том, что власть в городе принадлежит тиранам. Стоит заметить, что обществом может быть и отдельная семья. Такой пример мы видим и в произведении А.Н. Островского. Перед нами семья купчихи — Марфы Игнатьевны Кабановой. Ей дали прозвище «Кабаниха» из-за её деспотичного поведения и жестокости. Её сын Тихон во всём слушает мать, не имеет собственного мнения, не может защитить ни себя, ни близких людей. Дочь Кабанихи – Варвара – выбрала другой способ «приспособления» к жизни в доме тирана. Варя обманывает мать, делает это искусно и хитро. Но оба этих случая – это не решение проблемы, а попытка приспособиться к своенравию, вседозволенности и грубости Марфы Кабановой. Чего не скажешь о Катерине. Она замужем за Тихоном. Но притворяться, как Варя, или потакать и поддакивать, как муж, она не в силах. Эта героиня честная, искренняя, мечтательная. Катерина стремится к справедливости и настоящему счастью. Но на этом пути встаёт Кабаниха и её общество, где самодурство устанавливает свои жестокие правила. Катерину это общество не принимает – ведь девушка не готова молчать и прислуживать. Тогда единственным выходом, который видит героиня, становится смерть. Таким образом, социум не принимает тех людей, которые имеют своё собственное мнение, отличное от мнения большинства или взглядов лидера этого общества. А также тех людей, которые не готовы подчиняться и прямо говорят о пороках окружения.

«Человек в футляре» А.П. Чехов. Когда речь идёт о взаимоотношениях индивидуума и общества, встаёт вопрос: а всегда ли само общество не принимает человека? В рассказе Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» мы видим яркий пример того, как личность самостоятельно ограждается от окружения, словно оно ее не приняло. Школьный учитель греческого языка по фамилии Беликов сознательно предпочёл жить в своём «футляре». Он выбрал путь точного следования правилам и предписаниям в чём бы то ни было – работа, общение, быт. Он не готов рисковать – риск для него вообще всегда не оправдан. Он боится сделать шаг в сторону от нормы, но не общепринятой, а своей собственной — извращенной и фанатичной. Беликов закрывается от людей даже физически: всегда ходит в теплом пальто, калошах, под зонтом, лишь бы меньше контактировать с окружающим миром. С людьми Беликов ведёт себя сдержанно, холодно, даже отталкивающе, ведь все вокруг не подчиняются всем существующим правилам, а значит, ведут себя плохо. Именно поэтому герой не смог построить личную жизнь: даже малейшее проявление непосредственности он считал непристойным. Следовательно, случаются ситуации, когда общество не принимает некоторых людей потому, что эти люди нарочно противопоставляют себя окружению, закрываются от него. В ответ на это общество также закрывается. 

«Старуха Изергиль» М. Горький. Стоит обратиться к рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». Его главная героиня делится с путником двумя потрясающими мудрыми легендами. Согласно одной из них, некогда женщина родила сына от орла. Юношу назвали Ларра. Он был эгоистичен и груб. Ларра не уважал никого и не считался с чьим-либо мнением. Для него существовал только он сам, поэтому он хладнокровно и осознанно убил девушку за отказ быть с ним. После преступления Ларра не чувствовал себя виноватым и искренне удивился, что все на свете, в том числе и женщины, не принадлежит ему по праву силы. Герой не способен был сочувствовать людям и помогать им, а потому общество не приняло его. Из этой истории можно сделать вывод о том, что социум не принимает тех людей, которые заботятся лишь о себе самих и нарушают общепринятые законы, позволяющие всем жить в мире и согласии. Сама концепция общества подразумевает некоторую отдачу, труд для общего блага, заботу о ближнем, уважение друг друга, взаимопомощь, равенство. Ларра же был не согласен с этой концепцией – окружение отвергло его, потому что он отверг окружение. 

«Отцы и дети» И.С. Тургенев. Ещё один пример того, что порой человек сам отвергает общество, а оно лишь отвечает ему тем же, читатель находит в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой – нигилист Евгений Базаров. Само понятие «нигилист» уже говорит о том, что мужчина не согласен с существующими порядками. Действительно, Базаров отрицает практически всё, что можно отрицать, – государственное и общественное устройство, любовь, красоту природы, веру и многое другое. Из-за этого Евгений не ценит искренние проявления дружбы и родительской любви. Он холоден и насмешлив со всеми. За свои принципы и идеи герой держится крепче, чем за окружающих людей. Так что и люди отвечают ему тем же: на его могилу приходят только мать и отец, а все остальные даже не помнят о Базарове. Таким образом, иногда дело в самом деле вовсе не в обществе, а в человеке. Если кто-то не принимает свое окружение, не хочет быть его частью, сознательно обособляется или даже противопоставляет себя этому окружению, оно в ответ делает то же самое. Причём не из желания сделать зло, обидеть, расстроить, отомстить, а в качестве логичной реакции на критику и отчуждение.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Общество может быть разным. Семья – это общество. Друзья – тоже общество, но другое. Рабочий коллектив – конечно, тоже общество, ещё одно. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» читатель видит, как московское литературное общество, в особенности критики, не принимает одного писателя – Мастера – и его произведение о Понтии Пилате. Это яркий пример того, как несправедлив и жесток бывает коллектив. Было ли творение Мастера на самом деле так плохо? Вовсе нет. Даже напротив. Однако оно просто не устраивало «знатоков», которые стремились подчинить искусство политической идеологии. Книга же не вписывалась в их рамки, не отвечала их целям и задачам. То есть у Мастера было своё мнение, свои взгляды, а общество отказалось их принимать. Безусловно, это нечестно. Это противоречит свободе слова, плюрализму взглядов, толерантности, справедливости. Таким образом, общество порой не принимает людей, чьё мировоззрение как-то отличается от идей большинства или лидеров этого общества. Может быть, из опасения, что кто-то окажется более умён и займёт место этого самого лидера, или обратит внимание на пороки общества.

 «Тихий Дон» М.А. Шолохов. Порой общество не принимает тех людей, которые идут вразрез с общепринятыми нормами морали и нравственности, поведения. С такой ситуацией столкнулся герой романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Перед Григорием Мелеховым встал выбор между любовью к Аксинье и общественным мнением, которое не поддержит решение бросить семью. Но выбор сделан, любовь к Аксинье оказалась сильнее. Не принимает это решение даже семья Григория. К сожалению, иногда перед человеком стоит тяжёлая задача – понять, за какой дверью скрывается настоящее счастье. За той ли, которую предлагает общество, или за той, которая стоит отдельно, обособленно, которую окружение осуждает, не принимает. И нет никакой возможности подглядеть в замочную скважину, приоткрыть, узнать заранее. Приходится смело и твёрдо, самостоятельно делать выбор. Так поступил Григорий Мелехов. Выбрал вторую дверь. Общество не приняло его, ведь он сделал нечто, противоречащее принятым нормам.