Настоящее искусство — аргументы ЕГЭ и ОГЭ

Тезисы

  • Проблема искусства существует такое же долгое время, как и само искусство: никогда не прекращались и, скорее всего, не прекратятся толки о том, что это такое и какой цели оно должно служить.
  • Настоящее искусство — это произведение неоспоримой художественной ценности.
  • Настоящее искусство — это уникальное произведение, которое вызывает у людей сильные чувства.
  • Настоящее искусство — это творческий порыв, который привносит на нашу жизнь новаторство и показывает индивидуальность автора.
  • Настоящее искусство — это произведение, которое заставляет людей думать, фантазировать, сопереживать героям и становиться лучше.
  • Настоящее искусство — это средство духовного обогащения личности.
  • Истинное искусство — это сила таланта, очищающая души людей от налета повседневности и посредственности.
  • Сила искусства заключается в том, что оно преображает людей нравственно и духовно.
  • Настоящее искусство — это инструмент преображения человеческой души, заставляющий людей смотреть по-иному на окружающую действительность.
  • «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» Л.Н. Толстой.
  • «Искусство есть одно из средств единения людей». Л.Н. Толстой
  • «Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства». Т. Драйзер

Аргументы

А.И. Куприн, «Яма». Настоящее искусство всегда пробуждает лучшие порывы души человека. Это подтверждает пример из повести Куприна «Яма». Женя была продана родной матерью в публичный дом. Тогда девочке было всего 10 лет. Много боли и страданий пережила она за свою короткую жизнь и стала очень циничной и злой девушкой. Свое обвинение миру она повторяла не раз, но выразить его в полной мере ей помог роковой случай: она заболела сифилисом. В те времена болезнь была почти не излечима. Но Женя решила использовать ее, чтобы мстить. Но однажды в их публичный дом пришла известная певица, чтобы получить острые впечатления. Женя сначала обругала ее за неуместное любопытство, но вызвала лишь жалость. Тогда Ровинская спела романс, и все девушки замерли. Женя была потрясена этой музыкой и силой голоса. Бедная девушка разрыдалась и пала на колени перед певицей. Она вспомнила всю свою жизнь за эти несколько минут и изложила свои горькие чувства в исповеди Ровинской. Настоящее искусство тронуло ее загрубевшую душу и заставило по-иному взглянуть на мир.

Н.В. Гоголь, «Портрет». Настоящее искусство — это произведение несомненной художественной ценности и значимости. Его видно сразу среди сотен подражаний. Это подтверждает пример из повести Гоголя «Портрет». Главный герой ради больших заказов и славы отказался от своей музы и стал писать то, что модно и актуально. Он перестал совершенствовать свой дар, ведь публика хотела вовсе не этого. Однако Чартков не смог пройти мимо работы своего бывшего товарища. Он увидел картину и потерял дар речи. Она была талантлива, и это было видно с первого взгляда. У нее был свой стиль, свое новаторство, свой посыл. И Чартков понял, что ему никогда не сравняться с этим уровнем мастерства. Он осознал, как много потерял в погоне за прибылью. После этого он начал скупать все талантливые полотна и уничтожать их, что никто не увидел эту запредельную красоту. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство обладает такой художественной ценностью, что пройти мимо и не заметить его просто не реально. Оно бросается в глаза и остается в душе навсегда.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Настоящее искусство способно подарить человеку надежду и веру в свои силы. Такой пример мы встречаем на страницах романа-эпопеи «Война и мир». Однажды Николай Ростов проиграл огромную сумму в карты. По законам того времени он мог не платить только в одном случае — если застрелится. А его семья и так имела много долгов, и этот удар мог бы быть фатальным для ее бюджета. Николай уже совсем было решился на отчаянный поступок, но вдруг услышал пение сестры. Наташа пела очень красиво, звуки ее мелодичного голоса успокоили брата. Они вселили в него уверенность, что эта проблема решаема, что все в жизни преодолимо. Этот голос вернул Николаю жажду жизни и надежду. Именно такое сильное влияние настоящее искусство имеет на людей и их мировоззрение. Оно помогает нам преодолевать страх, отчаяние и сомнения. Оно мотивирует нас к действиям и борьбе с судьбой.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Настоящее искусство актуально всегда, ведь находит отклик в душе и говорит о главном, о вечном, о необходимом. Это подтверждает пример из повести «Гранатовый браслет». Главный герой ушел из жизни, ведь потерял последнюю возможность любить свою избранницу. Желтков писал ей анонимные письма несколько лет, но она была замужем и принадлежала к другому социальному кругу. В конце концов, чаша терпения брата и мужа Веры была переполнена подарком на именины, который осмелился прислать обожатель. Георгий получил запрет на любые попытки связаться с Верой, и она же сама подтвердила это желание никак не контактировать с Желтковым. Чтобы не досаждать никому, Георгий убил себя, но напоследок оставил письмо, в котором просил Веру послушать сонату Бетховена. Он предугадал, что героиня будет винить себя в сего самоубийстве, и подумал, что гениальная соната ее утешит. Он оказался прав: героиня послушала ее и обрела уверенность в том, что он ни в чем ее не винит. Настоящее искусство обладает властью над людьми и внушает им новые чувства, новые мысли. Оно способствует личностному росту и самоанализу, а потому необходимо каждому из нас.

А.И. Куприн, «Тапер». Что такое настоящее искусство? Это высшая степень мастерства. Чтобы доказать это, приведу пример из рассказа «Тапер». Главный герой пришел играть на праздник, потому что более признанные музыканты не смогли быть вовремя. Юному исполнителю было всего 14 лет. Сначала хозяева были скептически настроены по отношению к нему: что может уметь такой юный музыкант? Однако игра Юры развеяла все сомнения. Он оказался настоящим талантом, потому что его музыка проникла в душу слушателей и оставила там неизгладимый след. Хозяева заслушались мелодией и были поражены качеством ее исполнения. Даже присутствующий композитор отметил мастерство подростка и даже взял над них шефство. В чем же был секрет Юры? А в том, что он был по-настоящему талантливым человеком, который к тому же много работал над собой и все время посвящал игре на пианино. Настоящее искусство определяет именно степень мастерства создателя и исполнителя.

И.А. Крылов, «Волк на псарне». Настоящее искусство отделяет от ненастоящего только время: одни произведения всегда интересны публике, а другие проходят быстро, как мода на них. Отличный пример настоящего творчества, проверенного временем, — это басни Крылова, которые знают все — от мала до велика. Произведения И.А. Крылова следуют правилу гражданственности, но все политические воззрения писателя вуалировались под жанром басни. Например, «Волк на псарне». Сюжет заключается в том, что волк проник на псарню, и там начался переполох, но ловчий быстро справился с этим беспорядком, нагнав на волка стою гончих. В контексте этой басни волк – это Наполеон, ловчий – Кутузов, который умело выгоняет Бонапарта из России. «Ты сер, а я, приятель, сед», — утверждает ловчий. Этой репликой Крылов хотел показать, что Кутузов – истинный мастер своего дела с огромным опытом за спиной. И хоть исторический контекст басни уже далек от нас, на роли волка и ловчего всегда найдутся новые кандидаты, ведь суть человеческих взаимоотношений не меняется. В отображении сути и состоит главный признак настоящего искусства.

«Повесть о Шемякином суде». Настоящее искусство всегда служит интересам общества и личности, отстаивает наши права. Приведем пример из 17 столетия, когда литературные произведения напоминали собой сказки, задача которых заключалась в том, чтобы обличить пороки общества и, следственно, донести до читателя определенную мораль – в литературе видны первые зародыши сатиры. На ум сразу приходит «Повесть о Шемякином суде». В этом произведении обвиненный в нескольких преступлениях бедняк, проявивши смекалку, завернул в ткань камень и грозил этим судье. Судья же принял этот камень за посул и выносил решения в пользу бедняка. Это произведение обличает подкупность и несправедливость всей судебной системы. До сих это произведение актуально и значимо, потому что в нем затронуты вечные социальные проблемы. Настоящее искусство всегда отражает то, что больше всего волнует людей.

Ф. И. Тютчев, «А.А. Фету» («Тебе сердечный мой поклон…»). Многие люди считают, что настоящее искусство проверяется не глубиной и общественной важностью поставленных проблем, а красотой и яркостью изобразительного таланта. Примером тому служит целая тенденция в отечественной литературе. Чистое искусство или искусство ради искусства – это литературное движение, концепция которого отрицает дидактизм, морализаторство и какую-либо политическую направленность в творчестве. Яркие представители этого движения – А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. В посвящении Фету Тютчев выразил свой взгляд на истинное искусство лаконично, но вполне ясно. «Иным достался от природы инстинкт пророчески-слепой,— Они им чуют-слышат воды и в темной глубине земной…Великой Матерью любимый, стократ завидней твой удел — Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…» — пишет он. Настоящий талант Тютчев видит в том, что поэт может почувствовать природу и отразить все ее богатство в красивых стихах. Он дарит читателю красоту и гармонию окружающего мира. В этом и состоит признак настоящего искусства.

Л.Н. Толстой: «Что такое искусство?». Интересны и эстетические взгляды Толстого, изложенные в статье «Что такое искусство?». В этой работе красной нитью проходит мысль о том, что искусство должно объединять людей, а значит, оно должно быть простым, чтобы человек любого состояния, образования смог его понять. Поэтому автор отрицает элитарное искусство. Писатель выступает против использования сложных аллегорий и метафор. Именно за чрезмерную барочность Толстой критикует Шекспира. Более того, искусство должно приносить и радость, и наслаждение, оно должно заражать положительными эмоциями. Бетховен пришелся не по вкусу Толстому, так как музыка известного композитора вызывала в душе писателя множество разнообразных и совершенно не сочетаемых эмоций, что приводило к сильной тревоге. Стоит отметить, что, по мнению автора, наличие в произведении большого количества деталей препятствует пониманию текста. Толстой признавал, что и в его произведениях много деталей. Именно поэтому он стал издавать детский журнал, чтобы как-то исправить свое положение. Идеалом произведения для Толстого является Библия. Там нет ничего лишнего, и этот текст доступен всем и каждому.

М.Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Молчалины». Рассуждая о природе настоящего искусства, следует упомянуть М.Е. Салтыкова-Щедрина и его журналистскую деятельность. Салтыков-Щедрин известен больше как публицист, а его сказки нельзя назвать сказками в их исконном значении. Писатель считал, что настоящее искусство должно служить на благо родине, вскрывать тайники и открывать читателям глаза на современную действительность. Салтыков-Щедрин был демократом и публиковался в журналах такой же направленности, например, в «Современнике» или в «Отечественных записках». В своих произведениях писатель обличал либералов как людей, не имеющих четкой гражданской позиции. Для автора совершенно очевидно, что либералы хоть и имели сначала какую-то идею, но потом поняли, что идею эту невозможно переложить на действительность, и они стали прогибаться под власть. Также он обличает и либеральную прессу. Например, в очерке «Господа Молчалины» есть газета «Чего изволите?», прототипом которой была либеральная газета А.С. Суворина «Новое время». Название подобрано как нельзя кстати: «чего изволите?» обращено одновременно к власти и к читателю. Получается, что издатель пытается усидеть на двух стульях. Салтыков-Щедрин выступал против чистого искусства и натурализма. По его мнению, настоящее искусство всегда помогает человеку разобраться в серьезных проблемах и сформулировать свою гражданскую, философскую и личную позицию.

А.П. Сумароков, «Наставление хотящим быти писателями». Что такое настоящее искусство? Об этом размышляли и спорили люди еще в XVIII веке, когда появлились первые трактаты на тему искусства. А.П. Сумароков издал «Наставление хотящим быти писателями». Основой для этого произведения стал трактат французского классициста Буало «Искусство поэзии», но в творении Сумарокова виден особенный почерк русского классицизма. Сумароков рассматривал искусство как своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции. Кроме того, Сумароков остро чувствует и поднимает проблему создания национального языка, чего не делал Буало, так как во Франции эта проблема к XVIII веку уже была решена. Сумароков отмечает различие родов и жанров литературы и принадлежность определенного языка к каждому из этих жанров. Автор выделяет комедию, трагедию и оперу. Комедия, например, не должна быть глупой: «Смешить без разума — дар подлыя души». В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Главной определяющей трагедий классицизма является внутренняя борьба долга и чувства, в которой победу всегда одерживает долг. Таким образом, настоящее искусство — это произведение, которое учит людей быть лучше и обеспечивает их духовный рост.

М.В. Ломоносов, «Учение о трех штилях». Всем известно «Учение о трех штилях» М.В. Ломоносова. Он тоже пытался выразить научный взгляд на настоящее искусство и его признаки. По мнению автора, литература должна разделяться на три штиля: высший, средний и низкий – и каждому из них свойственен свой язык. К высшему стилю следует относить оду, трагедию, героическую поэму и ораторскую речь. Этому стилю присуща торжественная речь, в которой необходимо использовать церковнославянизмы, например, «агнец», «десница», «перст», «уста». Средний штиль – элегии, драмы, эклоги, сатиры и дружеские сочинения, в которых смешиваются церковнославянизмы и язык образованного дворянства. К низкому штилю причисляются комедии, басни, песни и письма. В этих жанрах уместно использование разговорного языка. Стоит так же отметить, что высший стиль определяет и содержание произведений. Например, оды писали для прославления императоров («Ода на день восшествия Елизаветы Петровны»), героические поэмы создавались для отражения самых ярких и важных для истории военных событий. Настоящее искусство служит разным целям, но главный его признак, который выделил автор, состоит в четком следовании законам творчества: произведение должно быть создано по всем актуальным стандартам, присущим этому роду искусства. Художник должен быть столь же компетентен, как ученый, и тогда его шедевры будут обладать несомненной художественной ценностью.

К.Ф. Рылеев, «К временщику». Говоря о проблеме искусства, стоит упомянуть и романтиков XIX века. В Российской Империи романтизм характеризовался гражданственностью: противостоянием радикалов и монархической власти. Достаточно вспомнить К.Ф. Рылеева и его стихотворение «К временщику», которое было адресовано А.А. Аракчееву. В этом стихотворении обличаются лживость и подхалимство простого рядового временщика, который возомнил себя всемогущим. Это произведение вызвало фурор среди публики и до сих пор является актуальным, ведь власть имущие часто забывают о том, что служат народу, а не наоборот. Этот пример позволяет сделать вывод о том, что душу человека пробуждают ото сна те произведения искусства, которые отстаивают идеалы справедливости и гуманности. Их и нужно признать «настоящими».

Нестор, «Повесть временных лет» и другие летописи. С ранних времен, когда только-только появлялась письменность, литературные произведения носили исторический характер. На Руси священниками велись летописи с описанием всех событий, выпадавших на долю государства. Пример такого литературного памятника – Ипатьевская летопись или же «Повесть временных лет». Дело в том, что летописи имели локальный характер, описывались только те события, которые писчий мог увидеть своими глазами, поэтому летописи несколько отличались друг от друга. В состав летописи могли входить и литературные памятники, например, «Слово о полку Игорове», которое было найдено Мусиным-Пушкиным в 1785 г. в Ярославле именно в составе летописи. Примерами исторических произведений является «Житие Александра Невского», «Сказание о погибели Рязанской земли» и т.д. Далее литературные произведения приобретали клерикальный характер («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие протопопа Аввакума»). Образовывались жанры: апокриф, летопись, хронограф, житие, хождение, слово и т.д. Получается, что на раннем этапе развития искусство не ставило перед собой каких-то высоких целей: оно фиксировало исторические события и являлось поучением для следующих поколений людей. Но это и определило его ценность. Значит, настоящее искусство с давних пор определяется тем, насколько оно поучительно для человека.

Старинные легенды. Настоящее искусство определяется богатством содержания, а не формой или авторством. Доказательством этого тезиса служит факт, что многие древние произведения не имеют автора, и это неслучайно. Если взять в расчет жанровую специфику литературы XI-XVI веков, то можно заметить, что она не имеет никакого характерного литературного почерка автора, ведь это не так важно: это литература для всех и каждого по отдельности. Личность автора отходит на задний план, так как важно не то, кто на писал, а то, что написал. Данное явление можно более красочно объяснить на примере иконописи. Авторы икон в Древней Руси никогда не подписывали своего имени: они считали, что их рукой творит сам Бог, поэтому ставить свою метку на иконе – это непростительное малодушие и богохульство. Именно поэтому мы не можем определить все работы такого известного русского иконописца, как Андрея Рублева. Более того, придумывались и различные сказания, в которых творец иконы сам Бог. В подтверждении данной мысли стоит сказать о Спасе Нерукотворном, иконе XIV в. Легенда гласит, что раньше существовало такое государство, как Эдесса, и царь его, Авгарь, был болен проказой. Он просил Христа явиться и вылечить его. Христос не смог прийти к Авгарю, так как божественный свет ослепил бы царя. Тогда Иисус умылся и послал ему полотенце, которым вытерся. Авгарь обнаружил на этом полотенце лик Христа и вылечился. Даже у этой легенды нет автора и даже письменной версии, а ведь она живет уже несколько столетий и не теряет своего влияния на слушателя. Это означает, что настоящее искусство определяется только глубиной содержания, а не формой, эпохой или авторством.

А.Н. Бру­хан­ский, «М. Н. Му­равь­ев и «лег­кое сти­хо­твор­ст­во». Настоящее искусство не должно быть привязано к морали или политической обстановке. Творчество всегда нацелено на раскрытие эмоций личности, на поиск красоты и гармонии в мире. Поэтому многие люди трактовали настоящее искусство, как отражение чувств и сокровенных мыслей индивидуума. А.Н. Бру­хан­ский в научной работе «М. Н. Му­равь­ев и «лег­кое сти­хо­твор­ст­во» пишет, что даже в конце 18 века некоторые группы литераторов вставали против классицизма и противопоставляли свойственному классицизму стремлению к долгу благодаря отказу от страстей именно эти же самые страсти. Такое явление впервые возникло во Франции в конце XVIII века и называется оно «легкой поэзией». Писателями воспевался культ дружбы и любви, высоко ценилось эпикурейство. К «лёгкой поэзии» об­ра­ща­лись мо­ло­дой Воль­тер, П.Ж. Бер­нар, Ж.Б. Грес­се, Ш. Миль­вуа, К.Э.Л. Ша­пель, Г. А. Шо­лье. Вер­ши­ной «лёгкой поэзии» ста­ло твор­че­ст­во Э.Д. Пар­ни, у ко­то­ро­го ге­до­ни­стические мо­ти­вы, опи­са­ние люб­ви как га­лант­ной иг­ры. Эти люди были правы в своем стремлении к освободить искусство от служения долгу и дать ему выполнять свою главную функцию — поиск красоты и пробуждение высоких чувств в человеке.

Аристотель, «Поэтика». Вспомним Аристотеля как первого человека, систематизировавшего искусство и изложившего взгляды на такие жанры, как трагедия и комедия в трактате «Поэтика». Аристотель утверждал, что главная задача искусства – это подражание миру, а вовсе не жалкая искаженная его копия, как считал Платон. Задача поэта – это говорить о том, что могло бы случиться. Таким образом, Аристотель разделяет литературу и историю, задача которой освещать уже минувшие события. К сожалению, вторая часть трактата о комедии не сохранилась, но зато мы имеем исчерпывающий материал об основах трагедии. Именно трагедию древнегреческий философ считал важнейшим родом поэзии, а саму поэзию выдвигал на первый план среди всех видов искусств. Трагедия соединяет в себе изображение событий и изображение эмоций, что присуще соответственно эпосу и лирике, но наглядного изображения на сцене нет ни в одном из этих родов. Аристотель отмечает, что именно в трагедии возможно выразить какую-либо идею. Философ выделяет фабулу и характеры в качестве главных элементов. Из всех средств художественной выразительности Аристотель больше всего ценит метафору и говорит о том, что именно в трагедии это средство может найти наибольшую свободу выражения. «Это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство», — замечает Аристотель. Кроме этого, в трагедии следует использовать и общеупотребительные слова, так как это может придать ясность произведению. Аристотель утверждает и то, что трагедия должна быть динамичной, то есть должна сохраняться напряженность конфликта, которая потом вытекает в катарсис – душевное очищение после пика эмоций, получаемых после кульминации. Именно катарсис является главным признаком настоящего искусства.

Автор: Полина Болондь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *