Можно ли обмануть совесть — аргументы из литературы

Тезисы

Примеры на тему «Можно ли обмануть совесть?» нужно дополнить тезисом, отражающим вашу позицию:

  • Совесть — это внутренний судья, которого можно обмануть, но невозможно уволить.  
  • Попытка обмануть совесть — как закрыть глаза, чтобы спрятаться от света.  
  • Можно заглушить совесть, но её шёпот всегда будет преследовать.  
  • Совесть можно обмануть, но только на время — она настигнет, когда меньше всего ждёшь.  
  • Обмануть совесть — это как спрятать мусор под ковёр: внешне чисто, но неприятный запах останется.  
  • Она может замолчать, если её долго игнорировать, но внутри всегда будет знать правду.  
  • Совесть не обманешь, если ты честен хотя бы с самим собой.

Аргументы

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Родион Раскольников пытается оправдать убийство старухи-процентщицы и ее сестры идеей о «праве сильного», но совесть все равно не даёт ему покоя. Он убеждает себя, что совершил преступление во имя благой цели, однако внутренние муки становятся невыносимыми. Раскольников страдает от чувства вины, его уверенность в своей правоте постепенно разрушается. В кругу семьи он чувствует отчуждение и стыд, а общение с посторонними людьми и вовсе приносит ему лишь новые страхи и поводы для разочарования. Даже спор с Соней, такой же грешницей, обернулся для Родиона настоящим поражением: его теория не выдержала этого сопоставления. Данный пример показывает: обмануть совесть невозможно, её голос становится всё громче, пока человек не признает свою ошибку. Раскаяние героя и его стремление к искуплению демонстрируют силу совести, которая остаётся неподкупной даже перед сложными моральными оправданиями.

«Гроза» А.Н. Островского. Катерина, героиня пьесы, нарушает общественные и семейные законы, увлечённая чувством к Борису. Однако её совесть становится для неё непреодолимым барьером. Несмотря на попытки оправдать свои действия перед собой и окружающими, чувство внутреннего конфликта приводит Катерину к признанию и трагической развязке. Её финальное решение — шаг не против совести, а в попытке избавиться от мучительного чувства вины. Грехопадение породило разлад в душе героини. Она истово верила в Бога и его заповеди, не желала жить во лжи, но и смириться с браком без любви и уважения она тоже не могла. Невозможность искупить вину и забыть прошлое толкнула Катерину в пропасть. Ее история подтверждает, что совесть невозможно обмануть, она всегда найдёт способ напомнить о себе.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Когда человек совершает неправильный поступок, он переживает муки совести, которые заставляют его вернуться на праведный путь. Именно такую ситуацию описал А.С. Пушкин. Петр Гринев отправился в далекое путешествие впервые без родительского надзора. Конечно же, он совершил типичную для подростка ошибку — захотел выделиться в новой среде. Он выпил лишнего и проиграл большую сумму на бильярде. Когда слуга и наперсник возмутился его поведением, Петр грубо отчитал его и «поставил на место», вспомнив про его подневольное положение. Утром Петр понял, что поступил плохо. Он не должен был вести себя так безответственно и грубо. Ему стало мучительно стыдно. Гринев признал свою вину перед Савельичем и попросил прощения. На его примере Пушкин показывает, что обмануть совесть невозможно, если человек следует своему нравственному закону и не допускает внутреннего предательства.

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Совесть не оставляет человека в покое, если он ведет себя неправильно и отклоняется от дороги чести. Именно это явление описал Л.Н7 Толстой в образе Пьера Безухова. Герой получил огромное наследство и стал самым богатым вельможей. Все дороги были ему открыты, он мог делать все, о чем мечтали другие люди. Однако вместо больших начинаний и грандиозных планов Пьер выбрал лень и стагнацию. Он проводил бессмысленные вечера в обществе, тратил миллионы на капризы жены, целыми днями лежал и предавался праздным мыслям. Так прошло довольно много времени. Но совесть побуждала персонажа что-то менять. Он вновь и вновь пробовал найти свое призвание и исправить то, что ему не нравилось в себе. В финале он преуспел, ведь нравственные ориентиры все время его направляли. Этот пример показывает, что совесть может замолчать на время, но её пробуждение неизбежно. Оно и побуждает нас к новым открытиям и достижениям.

«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева. Мальчик из рассказа пытается обмануть бабушку, подменив ягоды травой, чтобы получить обещанное лакомство. Он уверяет себя, что обман ничтожен и никто не заметит подмены. Однако чувство вины начинает грызть его изнутри, мешая наслаждаться аферой. Более того, соседские дети, которые специально подначили его солгать бабушке, начали его шантажировать и вынудили принести калач из дома. Постепенно герой осознает, что загнал себя в ловушку, позволив себе поступить бесчестно. Когда обман раскрывается, мальчик испытывает глубокий стыд и даже боится возвращаться домой. Астафьев показывает, что даже мелкий обман не проходит бесследно. Голос совести может проявиться через угрызения, которые разрушают иллюзию невинности.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина. После дуэли с Ленским Онегин пытается подавить чувство вины, убеждая себя, что действовал по законам чести. Однако смерть друга становится для него тяжёлым бременем, от которого он не может избавиться. Его жизнь наполняется пустотой и одиночеством, отражающими внутренний разлад. Он отправляется в путешествие по России, но и в новых впечатлениях не может найти облегчения. В письме Татьяне он упоминает о том, что именно гибель Ленского разлучила их и не дала ему возможности вовремя распознать свои чувства к Татьяне. Это был поворотный момент в его судьбе, он не может о нем забыть даже спустя годы. Пушкин показывает, что совесть нельзя обмануть — даже попытки оправдать свои поступки оказываются бессильными перед искренними угрызениями души. Онегин остаётся пленником своего стыда и сожалений, что подчёркивает неизбежность моральной расплаты за неправедные действия.

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Оксана, капризничая и насмехаясь над Вакулой, заставляет его добывать черевички для доказательства своей любви. Но когда Вакула пропадает, её веселье сменяется чувством стыда и раскаяния. Оксана осознаёт, что её поведение могло причинить боль, и совесть начинает мучить её. Странное исчезновение Вакулы и слухи о его самоубийстве не дают покоя Оксане. Она жалеет о том, что не ценила преданность и любовь кузнеца. Поэтому когда он вернулся, она приняла его предложение без кокетства и сомнений. Гоголь демонстрирует, что даже простое легкомыслие может иметь тяжёлые последствия, а совесть — это внутренний судья, который всегда находит путь к сердцу человека. Оксана понимает, что не стоит играть чувствами других, и это осознание меняет её отношение к любви.

«Шинель» Н.В. Гоголя. Чиновник, отмахнувшийся от Башмачкина, узнает о его трагедии и начинает испытывать угрызения совести. Ему становится стыдно за равнодушие, за то, что он лишил бедного просителя надежды на справедливость. В момент, когда Акакий Акакиевич вошел к нему в кабинет, он хотел порисоваться перед приятелем и накричал на человека, дабы продемонстрировать свою власть. Но позже чиновник осознал, что поступил грубо и неэтично. Ведь принимать жалобы — это его служебный долг. Хотя этот стыд запоздалый, он всё равно пробуждает в человеке осознание своей вины. В финале герою даже мерещится призрак Акакия Акакиевича. Гоголь показывает, что совесть невозможно обмануть — она рано или поздно напомнит о себе, заставляя пересмотреть свои поступки и ценности. Этот эпизод становится уроком для чиновника и для читателей.

«Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Дуня, уехавшая с гусаром и бросившая своего отца, ощущает стыд за свою неблагодарность только после его смерти. К тому времени она уже сама становится матерью и понимает, как родителям дороги дети. Её совесть не даёт ей покоя, когда она осознает, что принесла единственному родному человеку, который ее вырастил, столько боли. Хотя она пытается подавить это чувство, оно остаётся с ней, разрушая её внутренний покой. Поэтому она приезжает в родительский дом, но видит лишь могилу отца и узнает его трагическую историю от чужих людей. Она горько плачет, ведь уже ничего не может исправить. Пушкин показывает, что обмануть совесть невозможно — её голос звучит даже громче, когда уже ничего нельзя вернуть вспять. Сожаление и стыд становятся для Дуни пожизненным наказанием за её беспечность и невнимание к отцовской любви.

«Чучело» В.К. Железникова. Дима, предавший Лену и подставивший её перед одноклассниками, испытывает мучительное чувство вины. Он боится признаться в своём поступке, но его совесть постоянно напоминает о предательстве. Каждый взгляд на Лену усиливает его стыд и раскаяние, ведь он понимает, что поступил трусливо и жестоко. Он пытается оправдаться перед ней, когда они встречаются наедине, но когда герой общается с другими ребятами, он меняет свою позицию и прячет истинное отношение к происходящему на дне души. Но с каждым днем напряжение лишь усиливается. Дима не может усидеть на двух стульях, он должен выбрать сторону. И хоть ему не хватает решимости признаться, он не может и заглушить внутренний голос, взывающий к справедливости. Железников показывает, что обмануть совесть невозможно, даже если человек пытается скрыться от неё за оправданиями и страхом. Только искреннее признание и стремление к исправлению могут облегчить душевные муки, к чему Дима ещё должен прийти.

Тема совести продолжается в следующей подборке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *