«Капитанская дочка» — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

  • Честь: «Береги платье снову, а честь смолоду»

  • Война: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

  • Жизненные ценности: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…»  

  • Любовь: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать»

  • Счастье: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»

  • Совесть: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.»

  • Бесчестье: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.» 

  • Дом: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.» 

  • Смелость: «…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее…»  

  • Нравственный выбор: «…«Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению…» 

Аргументы

Любовь. Настоящую любовь, прошедшую испытание временем, мы видим в союзе Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича. Герои прожили вместе всю жизнь, не жалуясь на судьбу и не упрекая друг друга, хотя их существование нельзя назвать безоблачным. Бедность, скука и однообразие гарнизонного бытия, бытовые заботы — все это могло бы служить поводом для ссор и разлада в семье. Но супруги хранили согласие и гармонию. Василиса Егоровна охотно взяла на себя многочисленные обязанности коменданта и стала опорой для мужа, а он отплатил ей уважением, преданностью, лаской. Даже в час опасности, когда капитану и его близким угрожала расправа от бунтовщиков, Василиса Егоровна отказалась уезжать из крепости, сказав, что предпочтет смерть разлуке с мужем. Она согласилась разделить и радость, и горе, хоть и понимала, что ей грозит. Это и есть любовь, ради которой стоит рисковать.

Счастье. Человек часто принимает за счастье то, что лишь со стороны выглядит красиво и притягательно. Так, Петру Гриневу казалось, что служба в престижном столичном полку — это и есть источник радости и повод для восторга. Он мечтал о полной развлечений жизни, когда вокруг не будет строгого надзора родителей. Однако отец героя распорядился иначе и послал его служить в отдаленную крепость, где не было никаких соблазнов. Петру это решение не понравилось, он уезжал из дома с тяжелым сердцем. Однако в Белогорском гарнизоне он нашел настоящее счастье, которое затмило все его прежние иллюзии. Петр познакомился с Марьей и обрел взаимную любовь, которая вскоре привела его к семейной жизни. Гринев осознал, что его радует не разгульное холостяцкое веселье, а тихая идиллия, где царят забота, понимание и комфорт.

Нравственный выбор. Человек часто оказывается в ситуации, когда ему нужно сделать выбор между правильным, но невыгодным решением, и ложным, но легким путем. Именно в таких обстоятельствах очутился Петр Гринев. Восстание Пугачева захлестнуло крепость, где он служил. Всем офицерам, которые отказались присягнуть самозванцу, грозила гибель. Мятежники убили капитана Миронова, его жену и уже добрались до Петра. Швабрин, недруг Гринева, переметнулся на сторону врага и сразу начал интриговать против Петра. Но герой, несмотря на угрозу, не предал свои взгляды, свое происхождение, свою службу. Он гордо отверг унижение ради спасения жизни и готов был пострадать за убеждения. И даже когда счастливо избегнул расправы, не посрамил честь мундира и не поцеловал руку Пугачева. Этот пример свидетельствует о том, что человек делает нравственный выбор, руководствуясь моральными императивами, а не соображениями выгоды. 

Честь. Честь — это достоинство человека. Предавая свои убеждения, отказываясь от части себя ради выгоды, мы его лишаемся. Верность себе и своему слову — вот главный нравственный критерий, определяющий наличие чести. В этом мы можем убедиться, рассматривая судьбу Петра Гринева. Главный герой знал цену своим обещаниям и не нарушал их. Так, дав присягу, он уже не смел от нее отречься, даже когда его жизнь угрожала опасность. Во время пугачевского бунта он предпочел гибель предательству. Даже когда Пугачев уговаривал его примкнуть к восстанию, чем выказал особое расположение, Петр отказал ему и открыто признался, что продолжит бороться против него, едва его освободят. Такое поведение внушило уважение Пугачеву, он отпустил пленника. Ведь честь — это то, что привлекает всех людей, так как она составляет основу порядочности. 

Война. Война меняет людей не в лучшую сторону, так как дает негативный опыт и разрушает основы морали. В этом можно убедиться, анализируя поведение героев во время крестьянской войны, описанной А.С. Пушкиным. Емельян Пугачев начинал свой бунт с идеи свободы и равенства для угнетенных слоев общества. Крепостные шли за ним, потому что хотели изменить жизнь к лучшему. Но что они делали в пылу сражений? Убивали женщин и стариков, грабили ни в чем не повинных людей, казнили безоружных. Василису Егоровну раздели донага, обворовали и убили, хотя она брала в руки оружия. Именно борьба давала обезумевшим участникам такие полномочия. Они оправдывали себя ею, хотя грабежи и насилие вовсе не были целью этого движения. Но агрессия и не может привести к другим результатам, разрушение заложено в ее природе. Люди, одурманенные войной, теряют человечность и становятся жестокими.

Совесть. Как связаны понятия чести и совести? Взаимосвязь этих явлений показал А.С. Пушкин на примере Емельяна Пугачева. Герой был вдохновлен борьбой за права угнетенного народа, но не заметил, как впал в бесчестье, обманывая тех, кто ему доверился. Емельян провозгласил себя царем Петром Третьим, хотя не являлся особой королевских кровей. Он не имел никаких прав на престол. Люди были легковерны и шли за тем, кто их позвал. Пугачев отказался от своего имени и запятнал свое движение, начав его с подлости. Стоит ли удивляться, что и совесть ему изменила? Он прекрасно видел, что его армия грабит, насилует, убивает и оставляет за собой не справедливость, а пепелище. Однако Емельян не останавливал народную стихию бунта, а пользовался ею, удовлетворяя свои страсти и амбиции. Он не отвечал за то, что делал, ведь во главе бунта стоял «Петр Третий», а не Емельян Пугачев. Вот так человек, отказавшись от чести, лишается и совести, ведь его больше ничто не сдерживает.

Дом. Дом — это крепость, где каждый из нас обретает защищенность и покой. Именно поэтому Петр Гринев, помня о безоблачном детстве и силе родных стен, доверяет им самое дорогое — свою невесту. Зная о том, что родители не одобряют брак с Марьей, он все равно отправляет ее домой, ведь сердцем чувствует: ей там будет хорошо. Он не ошибся, так как Гриневы приняли сироту отзывчиво и тактично. Они уже считали честью иметь такую невестку, ведь ее отец стал героем, а она перенесла столько страданий из-за пугачевского мятежа. В усадьбе Гриневых Марья ощутила ласку и теплоту, смогла оправиться от потрясения, пережитого в Белогорской крепости. Дом стал тем местом, которое сберегло самое дорогое для Петра и стало началом его собственной семьи. Именно там Гринев продолжил свой род.

Смелость. Смелость в повседневной жизни проявляется в том, что мы не боимся постоять за свои убеждения и идеалы. Именно так поступил Петр Гринев, когда услышал из уст Швабрина бесстыдную клевету на Марью. Ревнуя к сопернику, Алексей не придумал ничего лучше подлости: он за глаза обвинил Марью в расчетливости и продажности, выставив ее доступной кокеткой, ожидающей не стихи, а серьги. Петр был взбешен такой низостью и вызвал обидчика на дуэль. Да, Алексей был опытнее, ему уже приходилось убивать на поединке. Но на стороне Петра была правда. Он не побоялся вступиться за честь девушки, ведь понимал, что должен защитить попранную добродетель. Того требовала не только любовь, но и обыкновенная порядочность. Петр постоял за свои идеалы, и это под силу каждому из нас в повседневной жизни.

Жизненные ценности. Одной из основных жизненных ценностей является нравственный долг. Каждый из нас обязан отвечать за свое слово и дело, вести себя честно и порядочно, даже если это неудобно или невыгодно. К примеру, Петр Гринев, пережив большое потрясение во время пугачевского бунта в Белогорской крепости, все-таки присоединился к действующей армии и принял активное участие в боевых действиях. Конечно же, юноше на долю выпало испытание, которое не каждый выдержит. Он видел гибель своих товарищей, грабежи и насилие, сам едва не был казнен. Герой мог бы и отдохнуть, избежать новых столкновений с врагами, его бы никто не упрекнул. Но он рассудил так: «Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…» . Гринев превыше всего ценил гражданскую сознательность и порядочность, которые призывали его к ратной службе. Он не поехал с Марьей к родителям, не отлучился из части, а смело пошел навстречу опасностям, так как считал это правильным. Его поведение было вознаграждено: результаты его усилий совпали с теми целями, которые он себе наметил. А значит, жизнь удалась благодаря правильно расставленным ориентирам.

Бесчестье. Бесчестье связывают с трусостью, потому что из-за страха человек унижает сам себя и забывает о своем достоинстве. Именно так произошло со Швабриным, героем повести. Алексей боялся за свою жизнь, поэтому заранее подготовился к мятежу, угрожающему крепости. Он понимал, что численность врагов превосходит силы гарнизона, а потому решил переметнуться к победителю, пока не поздно. Он приготовил простонародную одежду, постригся «в кружок» и спрятался среди восставших, чтобы потом присягнуть на верность Пугачеву. Швабрин предал не только звание офицера, но и дворянский статус. Он опозорил свою семью и отрекся о того, что было свято. Почему? Причина кроется в страхе. Алексей боялся вступить в бой с превосходящими силами, страшился пыток и казни. Он предпочел бесчестье гибели. Трусость стала главным мотивом этого решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *