Каковы причины возникновения конфликтов между людьми — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

  • Люди конфликтуют друг с другом из-за непонимания.
  • Причина ссор между людьми — взаимная неприязнь, возникшая из-за разницы во взглядах на жизнь.
  • Истоки вражды между людьми мы находим в многообразии человеческих характеров и типажей, противопоставленных друг другу по убеждениям и привычкам.
  • Люди враждуют между собой, потому что каждый из нас — заложник собственного опыта и узости мышления. Мы не можем понять и принять тех, кто отличается от нас.
  • Столкновения между людьми происходят из-за неблагоприятных обстоятельств, которые противопоставляют одного человека другому.
  • Одни люди часто провоцируют конфликты с другими из-за недостатка хороших манер.
  • Многие из нас стремятся защитить свои взгляды и вступают в споры, чтобы оградить свои ценности от нападок тех, кто ими не дорожит.
  • Причина противоборства одних людей с другими — это желание одних навязать другим свои представления о мире.

Аргументы

«Олеся» А.И. Куприн. Популярной причиной возникновения конфликтов является непонимание. Именно такой пример мы находим в повести А.И. Куприна «Олеся». Жители Полесья очень невежественны и фанатичны. Они искренне не осознают, что способности Олеси к врачеванию никак не доказывают ее связи с дьяволом. Любую прихоть природы они с охотой приписывают «ведьмам»: винят их в неурожаях, граде, ветре, дожде — всем, что мешает им жить. За инфернальные проделки крестьяне всегда спешат наказать «колдуний», поэтому бабушка Олеси переселилась в лес и воспитала внучку вдали от агрессивных людей. Эта обособленность еще больше уверила жителей Полесья в виновности Мануйлихи и ее внучки. А Олеся, выросшая в изоляции, не могла знать ни ментальности, ни традиций крестьян. Поэтому столкновение героини с прихожанками церкви легко объяснимо: они не понимали и боялись Олесю из-за своих суеверий, а она была далека от верований и устоев крестьян. 

«Юшка» А. Платонов. Иногда причиной столкновения людей становится желание большинства найти «мальчика для битья» и вымещать на нем свою злобу. Но меньшинство не всегда принимает эту роль и мирится со всеми оскорблениями. Так произошло и в произведении «Юшка». Главный герой был бедным, больным и замкнутым человеком, который на всем экономил и исчезал каждое лето в неизвестном направлении. Таинственность его образа жизни и безобидность характера привлекли к Юшке всех окрестных недоброжелателей, которые стремились выплеснуть свою злобу хоть на кого-то. Даже дети нападали на помощника кузнеца, потому что он не давал отпор. Все оскорбления и агрессивные выпады Юшка считал проявлением любви к нему. Он осознавал, что играет роль громоотвода. Но однажды прохожий заявил ему: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?». На этот раз Юшка возмутился: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился». Тогда прохожий ударил героя, и тот умер от горлового кровотечения — осложнения его болезни. Этот конфликт произошел из-за того, что большинство людей долгое время угнетало одного человека, и когда он постоял за себя, обрушило на него незаслуженную кару. Социальная несправедливость часто провоцирует столкновения.

«Бесприданница» А.Н. Островский. Люди конфликтуют потому, что претендуют на одни и те же блага или воюют за расположение одного и того же объекта обожания. Такой пример мы видим в пьесе «Бесприданница». Паратов хочет произвести впечатление на Ларису Огудалову. Он чувствует ее восхищение, и оно подстегивает его проявить себя во всей красе. Но на внимание Ларисы претендует и Карандышев, ее менее удачливый обожатель. Если Паратов — блестящий дворянин, остроумный красавец, богач, то Юлий Капитоныч — скромный и застенчивый чиновник с подавленным самомнением. Он очень хочет завоевать прекрасную Ларису, но она не обращает на него внимания. Поэтому он вступает в перепалки и стычки с Паратовым, пытаясь доказать свое превосходство. Но его стремление к самоутверждению в окружении Ларисы приводит лишь к ссоре с Сергеем Сергеевичем. Оба мужчины упрямо соревнуются между собой, потому что никто не хочет уступать Ларису и свои амбиции в этом кругу. Таким образом, столкновение произошло из-за того, что многие люди претендуют на первенство в той или иной сфере жизни.

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это настоящая энциклопедия разнообразных жизненных ситуаций и проблем. Тема конфликтов между людьми – не исключение. Однако герои этого произведения – семья Ростовых – это положительный пример. В этом семействе не возникает особых ссор, даже несмотря на разницу поколений. Кажется, словно даже конфликт отцов и детей обошёл Ростовых стороной. Их секрет кроется во взаимоуважении и любви. Так воспитаны родители – на этом зиждется и воспитание детей. От мала до велика они верят в настоящую любовь и в то, что поступать нужно по совести и так, как велит сердце. Кроме того, старшее поколение уважает мнение младших. Даже когда Николай проиграл все большие деньги в карты, но раскаялся в содеянном и попросил прощения, отец не стал ругаться или наказывать провинившегося сына, а помог ему и действительно простил близкого человека. Единственная  более серьёзная ссора случилась, когда Наташа хотела сбежать с Анатолем Курагиным. Но тут родители лишь стремились уберечь любимую дочь от ошибки и опасности. Девушка вскоре поняла, что семья была права, серьёзного или крупного конфликта не возникло. Таким образом, рассуждая «от обратного», можно сделать вывод, что конфликты между людьми возникают в тех случаях, когда люди не уважают друг друга, не прислушиваются друг к другу, не уважают чужое мнение, не готовы искренно просить прощения и прощать, помогать и заботиться, несмотря на ошибки и недостатки друг друга. 

«Отцы и дети» И.С. Тургенев. Конфликт отцов и детей – это проблема, которую не могут решить поколения, она возникает вновь и вновь. И даже кажется почти естественным явлением. Этот конфликт лёг в основу романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Дело в разнице мировоззрений двух поколений – они воспитаны в разных условиях, младшее поколение более восприимчиво к новым идеям, а мир и общество постоянно меняются, развиваются. Ярким представителем детей в книге выступает Евгений Базаров – по своим убеждениям юноша нигилист, он отрицает существующий уклад жизни и многие привычные понятия. С другой стороны – отцов – читатель видит Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Конфликт двух сторон разгорается на почве разницы во взглядах на общество, на государство, на жизнь в целом. Кирсановы-старшие не понимают и не принимают смелых и даже дерзких идей главного героя. Базаров же считает, что нужно разрушить то, что уже существует, чтобы построить что-то новое. Понять можно и тех, и других. Герои были воспитаны в разное время и в разных условиях. Более молодое поколение чаще и легче увлекается новыми течениями, а «отцы» хотят отстоять свои традиции и убеждения, «оставить все как есть». Таким образом, причина возникновения конфликтов между людьми – это противоречия в мировоззрении из-за разницы в возрасте или происхождении.

«Горе от ума» А.С. Грибоедов. В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» изображено сразу две причины возникновения конфликтов между людьми. Во-первых, конфликт поколений, конфликт отцов и детей. «Век минувший» – фамусовское общество во главе с самим Павлом Афанасьевичем Фамусовым. «Век нынешний» представлен в первую очередь Александром Андреевичем Чацким. Они не могут найти общий язык, потому что придерживаются абсолютно разных взглядов на общество и на государство. Они были воспитаны в разное время и в разных условиях. И, конечно, «век нынешний» легче принимает изменения, даже инициирует их. Вот и А.А. Чацкий смело и прямо обличает пороки фамусовского общества – пороки, общие для многих людей, не только для П.А. Фамусова и гостей его дома. Александру Андреевичу принадлежит знаменитое крылатое выражение: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». То есть главный герой против раболепства, лести, корысти, алчности – особенно, когда все это используют в качестве инструментов для продвижения по карьерной лестнице, получения высших чинов и званий. Фамусов же считает услужливость и лесть отличным орудием для достижения различных высот в жизни. Люди фамусовского общества восхищаются человеком, который нарочно падал и причинял себе боль, чтобы повеселить персон высшего звания. Чацкому противно все это – и он не стесняется и не боится высказывать открыто свое мнение. Во-вторых, уже в том, что написано выше, можно разглядеть конфликт культурный: образованный и честный А.А. Чацкий отвержен обществом менее умных и рассудительных людей. То есть светское общество не принимает героя, который осмелился указывать всем на их пороки и недостатки, который не «играет по общим правилам» – не льстит, не врет, не услуживает, не молчит. Отсюда и название пьесы – «Горе от ума». Пытливый ум Чацкого не дает ему возможности органично влиться в фамусовское (светское) общество. Однако Александру Андреевичу, вероятно, эта возможность и не нужна. Он слишком многое понимает и замечает, чтобы подстраиваться. Таким образом, главная причина возникновения конфликтов — это разница мировоззрений и способностей. Уровень образованности и ума Чацкого не гармонировал с невежеством окружения. Он был новатором, а Фамусов и его гости — консерваторами.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин. В пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» читатель наблюдает конфликт семьи Простаковых-Скотининых во главе с госпожой Простаковой с Софьей, ее дядюшкой Стародумом и женихом Милоном. Кроме того, на сторону вторых встает и чиновник Правдин – честный человек, который борется за справедливость. В этом произведении о многом читателю сообщают говорящие фамилии персонажей. Простаковы – действительно просты, но в плохом смысле слова. Они — необразованные люди, которые не стремятся к развитию. Это грубые, злые, корыстные герои, их оружие – лесть и обман. Скотинин увлечён своими свиньями больше, чем людьми, и, кажется, стал на них похож больше, чем на человека. Другое дело Стародум и Правдин – мудрые, честные, образованные, достойные и благородные люди. «Думы» и «правда» – вот их удел. Из-за этого различия и возникает конфликт между героями. Честь сталкивается с бесчестьем, доброта — со злостью, правда — с ложью, мудрость — с глупостью, образование — с деградацией. В свете всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что причина возникновения конфликтов между людьми – разный культурный уровень, разные жизненные цели, разный уровень образования и разное понимание дозволенного в обществе. Когда попытка обмана встречается с правдой и справедливостью, неизбежно возникает конфликт. То же самое происходит, когда находятся добро и благородство, противопоставленные жестокости и грубости. И то же самое видит читатель, когда Правдин и Стародум разгадывают бесчестные и пакостные планы госпожи Простаковой. 

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин. В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» читатель наблюдает взаимоотношения людей разного сословия. В эпоху, описываемую в произведении, сословное неравенство имело большое значение и влияло на многие вещи. Крестьянская девушка Лиза влюбляется в дворянина Эраста. Её чувства оказываются взаимны. Вначале героям не мешает разница в их социальном положении. Впоследствии это всё же косвенно повлияло на возникновение недопонимания, затем конфликта и в конце концов – трагедии. Дело в том, что Эраст проиграл все свои деньги и решил, что решением проблемы станет брак с богатой вдовой в возрасте. То есть достаток и богатство для юноши были выше, чем настоящая любовь. Эраст обманул Лизу, и хотя впоследствии он пожалел о своём поступке, но девушку уже было не спасти. Героиня от разочарования и отчаяния, не выдержав предательства, бросилась в воду – утопилась. Таким образом, причина возникновения конфликтов – разные жизненные ценности, часто на почве сословного деления. Для Эраста приоритет – деньги, для Лизы – любовь, искренние чувства.

«Вишнёвый сад» А.П. Чехов. В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» читатель наблюдает конфликт между дворянкой Любовью Андреевной Раневской и купцом Лопахиным. Спор разгорается вокруг судьбы имения Раневской. Для женщины дом с вишнёвым садом – родное место, в котором она провела своё детство и отрочество. Она не готова смириться с тем, что имущество выгоднее сдавать в аренду под дачи – ведь денег у неё осталось немного. Лопахин же смотрит на ситуацию холодно и расчётливо. Он понимает, что объект недвижимости может принести прибыль, если грамотно им распорядиться. Он предлагает вырубить старый сад, столь дорогой сердце хозяйки, и разделить территорию на дачные участки. Таким образом, причиной возникновения конфликта между людьми могут стать разные приоритеты и взгляды на ситуацию. А они формируются с помощью воспитания, окружения. Раневская и Лопахин представляют разные сословия. Купечество в то время бурно развивалось, эти люди были более восприимчивы к новым идеям и изменениям в обществе. Дворянство, напротив, уходило с исторической сцены, придерживалось консервативных взглядов, которые складывались десятилетиями. Сословное деление спровоцировало недопонимание и разницу в мировоззрениях – всё это вылилось в конфликт между людьми.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин. В романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» читатель становится свидетелем ссоры двух друзей – Евгения Онегина и Владимира Ленского. Образы этих героев изначально противопоставлены друг другу:  «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья». Онегин – представитель молодых людей, которых в литературе называют «лишними людьми». Светская жизнь ему наскучила, он бежит от городской суеты в деревню, но и там не находит отрады. Ведь от себя не убежать. Ленский – представитель другой дворянской молодёжи. Он нежен и неопытен, даже мечтателен, у него романтичная и чувствительная натура. Евгений на званом вечере ухаживает за Ольгой – возлюбленной Владимира. Онегин делает это больше в качестве шутки, пускай и злой. Он вообще не хотел посещать этот бал со множеством гостей и незнакомых ему людей, но юный друг всё же уговорил пойти. Ленский же не выдерживает такого оскорбления чувств и вызывает Онегина на дуэль. Таким образом, причиной конфликта между героями стало даже не столько их различие в характерах, сколько то, что Евгений не переживал и не задумывался о чувствах других людей – даже своего товарища. Владимир же оказался молод и вспыльчив, обиду не стерпел. Причиной возникновения конфликтов между людьми становится равнодушие одной стороны по отношению к другой. 

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы находим яркий пример того, как разное воспитание влияет на людей и, в конце концов, приводит к недопониманию и ссорам. Так произошло с Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным. Первый вырос в любви и родительской заботе. Второй был лишён всего этого. Воспитание же в свою очередь формирует мировоззрение. Соответственно, оно сложилось по-своему у каждого из героев, которые сначала были товарищами. Гринёв оказался благородным и искренним, достойным человеком, который всегда видел перед собой пример отца и всегда получал ласку от матери. Он полюбил Марью и посвящал ей стихотворения, потому что научился любить у своих родителей. Швабрин же не привык так нежно выражать свои чувства. Он оказался груб и жесток, потому что не получил в семье той заботы и любви, которые вдохновляют личность развивать в себе добродетель. Он высмеял любовь Петра, чем спровоцировал конфликт. Таким образом, противоречащие друг другу взгляды на жизнь, действительно, становятся причиной возникновения конфликтов между людьми. 

«Дубровский» А.С. Пушкин. Описание ещё одной ссоры читатель находит в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Конфликт Троекурова и Дубровского старшего лег в основу сюжета. Сначала разные статусы в обществе не мешают Кириллу Петровичу и Андрею Гавриловичу дружить. Но причинами конфликта становятся гордость и упрямство двух приятелей: никто из них не уступил и не простил обидчика, оба пошли в своем противостоянии до конца. Осматривая псарню соседа, Дубровский не стесняется сказать, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Один из крестьян Кирилла Петровича вступается за хозяина и дерзко отвечает гостю. Самолюбие Дубровского было задето, и он потребовал для псаря наказания. Троекуров и не подумал подчиниться его требованию. Затем Дубровский велел избить людей соседа, которые были пойманы на его территории. Эта ссора переросла в непримиримую вражду, потому что каждая из конфликтующих сторон старалась ответить на вызов вызовом. Противостояние подпитывалось злобой и категоричностью двух дворян, которые, если вдуматься, были очень похожи между собой. Но Троекуров имел больше возможностей и меньше совести, поэтому через суд и путем подкупа чиновников отобрал имение у бывшего товарища. До этого злодеяния конфликт не дошел бы, если бы хоть кто-нибудь из дворян смог сделать шаг навстречу примирению.

«Гроза» А.Н. Островский. Ещё одна причина возникновения конфликтов между людьми – жестокость и грубость одной из сторон. Яркий пример такой ситуации мы находим в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Самодурство купчихи Кабановой (которую прозвали Кабанихой) стало причиной, по которой она не могла найти общий язык со своей невесткой и не только с ней. Она не желала слушать и понимать девушку, идти на компромисс, уступать. Каждая попытка Катерины помириться вызывала новые упреки. Так, в первом же действии молодая героиня заверяет свекровь в своих добрых чувствах к ней: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но в ответ она получает только злобную реплику: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?». Марфа Игнатьевна сознательно идет на столкновение с невесткой и провоцирует обиду снова и снова. Это и стало причиной конфликта – одна сторона стремилась полностью контролировать другую, управлять ею, не считаясь с ее мнением. Жестокость и злость погубили искренность и доброту – Кабаниха погубила Катерину. Таким образом, иногда причиной возникновения конфликтов между людьми становится злоба и самодурство одного человека.

«Старуха Изергиль» М. Горький. В произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» героиня-рассказчица делится легендой о Ларре. Это сын человека и орла. У него возникает конфликт не с одним героем, а с целым обществом. Всё дело в гордыне Ларры, в его высокомерии. Герой ставил себя выше всех остальных, считал, что другие люди ему вовсе не нужны, что они хуже него. Поэтому он без зазрения совести убил девушку, которая ему отказала. В ответ на упреки соплеменников он сказал: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…». Герой считал, что он вправе захватить все, что ему нужно, не спрашивая позволения, ведь он силен, а девушка слаба. От такого животного эгоизма и пренебрежения к обществу племя отвергло Ларру и обрекло на вечные мучения от одиночества. Можно сделать вывод о том, что причинами возникновения конфликтов между людьми бывают такие качества характера, как гордыня и эгоизм.