Как связаны понятия чести и совести — аргументы из литературы

Тезисы

  1. Человек дорожит своей честью именно потому, что совесть не дает ему смириться с подлостью.
  2. Человек осознает, что для такое «честь», во многом благодаря совести, которая позволяет отличить добро от зла.
  3. Совесть — это консоль чести. Именно она управляет нашими поступками и определяет наше отношение к своему доброму имени.
  4. Бессовестные люди безразличны к чести, им все равно, что о них подумают, поэтому они смело идут на подлость ради выгоды.
  5. О том, что такое честь, люди узнают по голосу совести: она формирует наше представление о том, что правильно, а что низко и подло.

Аргументы

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Совестливый человек щепетильно относится к своей чести. Это доказывает пример из книги Пушкина. Петр Гринев достойно служил Отечеству: даже когда ему грозила казнь за политические убеждения, он их не сменил и готов был принять смерть. Почему? Потому что совесть не позволила ему нарушить слово и примкнуть к врагу. Петру было стыдно даже за Швабрина, который переоделся в казака и претворялся мятежником из простого люда. Гринев понимал, как жалко смотрится изменник, который трясется за свою жизнь и предает все, что ему дорого, ради пощады. Эта разница между героями видна и в их поединке: ради победы Алексей ранил Петра в спину, а Гринев дрался по всем правилам дуэли и обернулся лишь на зов Савельича. Взаимосвязь нравственных качеств ясна: человек, который живет по совести, дорожит добрым именем, в отличие от того, кому все безразлично, кроме своей выгоды.

Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Честью пренебрегает тот, кто легко договаривается со своей совестью. Именно эту тенденцию воплощает в себе Андрий из повести Гоголя. Главный герой с детства был хитер и изворотлив. В отличие от прямолинейного брата, он часто действовал в обход правил и избегал наказания. Ему удавалось совершить проступок незаметно и жить потом спокойно, когда попадались его товарищи. Такие бессовестные люди склонны к предательству: герой позабыл о Родине, семье, друзьях и переметнулся на вражескую сторону ради своей прихоти. Страсть к польской красавице по ту сторону баррикад оказалась важнее долга. Андрию было все равно, что о нем подумают, как отнесутся к его брату и отцу после его побега, потому что он легко договаривался с собой и не испытывал нравственных терзаний. У него была безусловная уверенность в своей правоте, которая уничтожала моральные запреты и грани дозволенного.

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Совестливый человек всегда будет вести себя честно и правильно, потому что в противном случае он будет чувствовать себя виноватым. Например, главный герой рассказа, находясь в плену, не прогибался под вражеским начальством, а гнул свою линию и говорил то, что было на душе. На него донесли за критику администрации учреждения, ему грозила казнь. Но даже страх боли и смерти не заставил Андрея предать идеалы и опозориться перед мучителями. Соколов не выпил за победу оккупантов, но поддержал тост за свою погибель, чем развеселил коменданта и его подчиненных. Они решили не наказывать смельчака, а наградить его едой. И снова соблазн не сломил волю Соколова. Будучи ужасно голодным и уставшим, он все-таки не съел все сам, а поделился с другими заключенными. Почему он так себя вел? Причина не только в желании сохранить лицо, но и в нравственных основах воспитания. Соколов был честным человеком, он прислушивался к голосу совести, поэтому желал соответствовать высоким стандартам, продиктованным моральным кодексом.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Если людям не присуща совестливость, то и честь для них — пустой звук. В этом мы убеждаемся, глядя на страницы романа Толстого. Берг был человеком военным, но для него офицерские нормы морали были лишь красивыми словами. На деле он использовал любую, даже самую подлую возможность обогатиться или приобрести влияние в обществе. Он женился по расчету, приданое интересовало его больше невесты. А во время бегства людей из осажденной Москвы он скупал предметы роскоши за бесценок и пользовался тем, что напуганные беглецы не могли дать больше или увезти это с собой. Берга нисколько не смущал такой способ заработка. Он даже подумать не мог, что другие будут смотреть на него косо. По его извращенным представлениям, ради денег можно было пойти на такие поступки. Как мы видим, Берг не имел ни совести, ни чести, ведь эти понятия взаимосвязаны: если нет одного, не будет и другого.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Совестливые люди щепетильно относятся к чести и готовы ее отстаивать. Для них важно сохранить самоуважение и хорошую репутацию. Например, Родион Раскольников, герой романа Достоевского, был человеком высокоморальным и чувствительным. Ему было до боли тяжело жить на деньги матери и принять жертву сестры. Он понимал, как унизительно положение его семьи, и старался облегчить ее бремя. Именно поэтому ему было так горько от осознания того, что он, убийца, лишен права на уважение и любовь этих людей. Он не мог даже встречаться с матерью и сестрой, потому что не хотел осквернить их своим присутствием. Из-за этого ему было непросто признать свою вину прилюдно и лишиться права на честное имя. Он боялся даже не тюрьмы, а статуса отверженного. Как мы видим, совесть и честь взаимосвязаны очень тесно: человек, высоко ставящий моральные запреты, болезненно переживает свое несоответствие общим нравственным ориентирам.

А.С. Пушкин, «Дубровский». Человек, у которого развита совесть, не втопчет свое имя в грязь и не пойдет против моральных канонов, потому что иначе ему грозят ужасные нравственные страдания. К примеру, Марья, героиня произведения Пушкина, отличалась повышенной восприимчивостью к голосу совести. Так, она до последнего надеялась смягчить волю отца и избежать брака с Верейским. Она умоляла родителя не выдавать ее замуж против воли, так как не хотела обманывать его и бежать из дома. Также она написала слезное письмо к Верейскому, то есть открыто заявила о своем нежелании идти к венцу. И лишь когда все ее попытки провалились, ей ничего не оставалось делать, кроме как организовывать побег. Но он был сорван ее отцом. И после клятвы на алтаре она уже не ушла от мужа к Владимиру Дубровскому, несмотря на всю любовь к нему. Свое слово, обращенное к Богу, было свято для Марьи. Она понимала, что потеряет честь, если нарушит законы нравственности. Ее пример показывает, что совесть — необходимый моральный критерий для честного человека, без которого честь теряет всякий смысл.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Если человеку дорога честь, он будет вести себя так, как того требует совесть. Это доказывает пример из романа Пушкина. Татьяна, будучи замужней дамой, встретила на балу Евгения — свою первую любовь. Герой был под впечатлением от нового облика Татьяны и поспешил признаться ей в своих чувствах. Он понял, что именно эта женщина является для него идеалом. Татьяна все еще любила Онегина, но отказала ему под таким предлогом: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Эта формулировка говорит о том, что героине ее честь важнее влечения к Евгению. Она не хочет порочить свое имя и, что важнее, изменять своим нравственным правилам. Она ведет себя так, как требует того моральный запрет, чтобы сохранить верность себе и свое доброе имя. А это значит, что совесть и честь всегда соседствуют друг с другом: репутация важна тому, кто старается всегда поступать правильно и хранить чистоту души.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Взаимосвязь чести и совести показал автор пьесы «Горе от ума». Чацкий высоко ценил моральные требования к личности и широко применял их для оценки людей. Но к себе он относился строже всех, что доказывает его демонстративный отказ от лести и прислужничества в фамусовском обществе. Он один отказывается врать ради выгоды и говорит все, что думает, рискуя навлечь на себя всеобщий гнев. Так и получается: Софья распускает слухи о сумасшествии гостя из-за мести. Услышав об этом и поняв отношение окружающих, Чацкий сильно оскорбился и даже решил навсегда покинуть дом и город, где жила его возлюбленная. Как мы видим, наиболее щепетильным в вопросах чести оказывается герой, который обладает совестью и поступает по ее законам. А вот его оппоненты не имеют чувства собственного достоинства, поэтому проявляют подлость на каждом шагу.

М. Горький, «На дне». Человек, равнодушный к своей чести, не будет жить по совести и пренебрегать ради нее выгодой, ведь ему все равно, что подумают о нем другие и что с ними будет. Об этом говорит пример из пьесы Максима Горького. Константин Сатин когда-то был образованным и перспективным человеком, но вспыльчивость и жажда мести вынудили его убить человека. Он заступился за оскорбленную сестру. Каторга полностью изменила его личность: теперь Сатин не был так уж щепетилен в вопросах морали. Он стал шулером и проповедовал отказ от честного труда. По его мнению, человек должен «просто обременять землю». Он опустился, начал пить и бродяжничать. Именно поэтому он уже ничего плохого не видит в том, что обманывает и расстраивает других. Как только ему стало безразлично доброе имя, он распустился и привык к бесчестному образу жизни. Совесть уже не имеет значения для того, кто причислил себя к преступникам и бродягам. Вот в чем заключается взаимосвязь чести и совести.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Однако порой люди ложно истолковывают понятие «чести» и пренебрегают совестью, заботясь лишь о сохранении статуса в обществе, а не о соблюдении правил морали. Именно таким является брат Веры — Николай. Ему важна честь семьи и дворянской фамилии, но под нею он подразумевает лишь мнение окружения о его близких. Ему все равно, как обстоят дела на самом деле, но вот слухи извне его беспокоят очень сильно. Он годами мирился с корреспонденцией Желткова, но как только он перешел тонкую грань приличий, Николай тут же разыскал его и принял все меры, чтобы прекратить эту одностороннюю переписку. Ему было стыдно, что какой-то мелкий чиновник признается в любви его сестре и даже присылает ей подарки. Но суть этого явления его не трогает: нет кривотолков — значит, все нормально. Вот почему этого героя не мучила совесть, когда Георгий рассказал о своей драме и намекнул на самоубийство. Василий, муж Веры, посочувствовал Георгию, смягчился, пожалел о своем визите, а вот Николай лишь надменно посмеялся над его трагедией. Очевидно, что забота о добром имени далеко не всегда говорит о том, что человек живет по канонам совести. Иногда люди ложно понимают честь, и она никак не отражается на их поведении.

Еще больше аргументов о совести Вы найдете в подборке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *