«Гроза» — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

Каждой из этих тем соответствует аргумент, расположенный ниже:

Аргументы

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» человеку мешают быть счастливым общественные устои и внутренние противоречия. Катерина, мечтающая о свободе и любви, оказывается пленницей жестоких порядков, царящих в семье Кабановых. Доминирующая во всех сферах жизни свекровь подавляет её желания, превращая существование в цепь унижений. Вместе с тем страх осуждения и чувство вины за свою любовь к Борису не позволяют Катерине найти гармонию с собой. Вера в религиозные догматы порождает муки совести, которые разрушают отношения Катерины с Борисом. Её трагедия заключается в том, что она не может ни смириться с давлением среды, ни открыто бороться с ним. Таким образом, счастью мешают как внешние обстоятельства, так и внутренние страхи и сомнения.

Равнодушие в пьесе А.Н. Островского «Гроза» становится причиной разрушения человеческих судеб. Тихон, безразличный к страданиям своей жены Катерины, предпочитает подчиняться матери, чем защитить её. Его пассивность делает невозможным искреннюю поддержку, в которой Катерина так нуждается. Равнодушие Бориса, который не находит в себе смелости уехать вместе с возлюбленной, предает её надежду на новую жизнь. Даже городская среда, полная сплетен и безучастия, усиливает трагизм её положения. Итогом безразличия становится гибель Катерины, которая не выдерживает давления. Эта пьеса напоминает: равнодушие может не только причинить боль, но и стать катализатором необратимых трагедий.

Любовь — невероятное чувство, самое сильное из всех, на которое только способен человек. Она может быть тихой и робкой, как пугливое существо, а может обернуться всепоглощающей страстью, которая разрушит человека изнутри. Разные проявления любви мы видим в драме А.Н. Островского «Гроза». Так, в центре событий находится молодая Катерина Кабанова, чья свекровь Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — одна из богатейших помещиц волжского города Калинова. Сын Кабанихи и муж Катерины Тихон — воплощение робости и трусости; мужчина, психологически задавленный авторитетом собственной деспотичной матери. Он сам никогда не грубит Катерине, хотя не заступается за неё во время постоянных скандалов, устраиваемых Кабанихой. Тихон по-своему любит Катерину, но не смеет выражать свои чувства под давлением матери, ненавидящей невестку. Только в конце пьесы, плача над трупом жены мужчина решается открыто пойти против Кабанихи и грубо осадить её. С другой стороны, отношения Катерины и Бориса — воплощение всепоглощающей страсти женщине к мужчине, который не способен это оценить. Катерина изменяет мужу под влиянием непреодолимого влечения к племяннику Дикого, но не может жить с осознанием совершенного греха. В ней борется страсть к Борису и самоуничижение за измену. В конце концов, когда Борис отвергает её и отказывается увезти из Калинова, Катерина совершает самоубийство, будучи не в силах совладать с опустошившей её страстью.

Предательство — камень преткновение человеческих отношений, способный принимать различные формы. Одним из вариантов предательства является супружеская измена. В русской классической литературе неоднократно поднимается эта тема. Её можно проследить в том числе и в драме Александра Островского «Гроза». Так, Катерина Кабанова, подавленная самодурством свекрови и уже не ждущая помощи ни от кого из жителей Калинова, неожиданно влюбляется в приезжего молодого человека Бориса. Катерина изображается автором как до наивности добродетельная девушка, однако и она не может совладать с охватившей её страстью. Решившись на измену, Катерина быстро понимает, насколько коротко её счастье. Уже спустя несколько встреч с любовником женщину начинает мучить совесть, чувство невыносимого стыда. Осмеянная свекровью и отвергнутая любимым, Катерина не может найти лучшего решения, чем самоубийство, и сводит счёты с жизнью.

Конфликт отцов и детей — вечная тема в мировой литературе. Борьба противоположных взглядов на жизнь порой принимает трагические обороты. Подобную ситуацию мы можем видеть в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В основе этой драмы — отношения внутри семьи Кабановых. Марфа Игнатьевна Кабанова — полноправная хозяйка, купчиха-самодурка, установившая свои порядки не только в собственной семье, но и во всем городе Калинове. Она психологически давит и изводит своим авторитетом на всех домочадцев, в первую очередь на сына Тихона и ненавистную невестку Катерину. Однако ни тот, ни другая не смеют ей возражать и предпочитают безропотно выносить скандалы и оскорбления. Лишь в финале драмы они решаются на открытый протест. Катерина поступает более радикально и сводит счёты с жизнью, не в силах вынести тяжесть собственного греха — измены мужу — и психологического давления свекрови. Рыдая над трупом жены, Тихон впервые решается открыто спорить с матерью, не позволяя ей говорить плохо о покойной Катерине.

Неумение сочувствовать чужому горю, грубость, психологическое давление на окружающих, приступы неоправданного гнева — всё это можно назвать проявлениями эгоизма, который может привести к преступлению. Проявления жестокости, навязанные себялюбием, мы можем наблюдать в драме Александра Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна Кабанова — воплощение человеческого самодурства и грубости характера. Она жестоко подавляет всех, кто живет с ней в одном доме – невестку, сына, дочь. Следуя собственным взглядам на жизнь, почерпнутым из «Домостроя», Кабаниха — так все её называют за спиной — не терпит ничьих возражений и какого-либо неповиновения. В конце концов её эгоистическое желание «подмять» всех под себя заставляет детей отвернуться от неё, а невестку и вовсе сводит в могилу. Фактически Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, это и есть настоящее преступление.

Порой ощущение полной потерянности и неспособности действовать может довести человека едва ли не до сумасшествия. Безысходность провоцирует болезненную рефлексию и может привести к самоуничижению вплоть до мыслей о самоубийстве. Такое крайнее проявление отчаяния изобразил Александр Николаевич Островский в драме «Гроза». Так, Катерина Кабанова, разрушенная изнутри кипящими в её душе страхами и страстями, не знает, куда себя деть. Она не в силах вынести грех собственной измены мужу и постоянно испытывает чувство вины. Ненависть к ней свекрови заставляет Катерину бояться всех и вся, никому не доверять и стремиться замкнуться в самой себе. Кроме того, в последний момент ее отвергает любовник, и женщина теряет надежду уехать вместе с ним из Калинова и обрести долгожданную свободу. Все эти факторы приводят Катерину к полной, окончательной безысходности, и в конце концов, не в силах вынести всего их груза, она решается на отчаянный шаг — совершает самоубийство.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» муки совести раскрываются через внутренние переживания Катерины, разрываемой между долгом и чувством. Её признание в измене перед мужем – это крик души, попытка избавиться от тяжкого бремени вины. После этого её мучения лишь усиливаются: совесть напоминает о нарушенных клятвах, оскорбленной чести, преданной семье. Героиня не хочет жить во лжи, скрывать свои истинные чувства и мысли. В монологах Катерины чувствуется невыносимая боль и страх перед Божьим судом. Не находя покоя, она видит смерть единственным спасением, чтобы освободиться от терзаний. Муки совести в «Грозе» становятся не только личной трагедией Катерины, но и мощным обличением общества, неспособного понять и простить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *