Тезисы
-
Война — тяжелый период в истории каждый страны, во время нее страдает множество людей, в том числе и невинных. Она противоположна гуманизму по своей сути.
-
Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством. (Альберт Эйнштейн)
-
Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди. (Уинстон Черчилль)
-
Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом — как сильно я ненавижу все это, какой низкой и подлой является война. (Альберт Эйнштейн)
-
В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира. (Рэй Брэдбери)
-
Она умерла у меня на руках, повторяя: «Я не хочу умирать». Вот что такое смерть. Неважно, какая на солдатах форма. Неважно, современное ли у них оружие. Я подумала, если бы все видели то, что видела я, мы бы никогда больше не воевали. (Джонатан Сафран Фоер)
-
Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. (Отто фон Бисмарк)
-
Всякий, кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну. (Отто фон Бисмарк)
-
Ведь солдатами не рождаются, солдатами умирают. (Егор Летов)
-
Не удивлюсь, если скоро начнут делать фильмы, в которых ядерная война испепеляет род человеческий — но в финале У ВСЕХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ… (Харуки Мураками)
Аргументы
Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать». В романе Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать» описываются события Второй Мировой войны. 1944 год. Немецкая армия отступает из Советского Союза. Эрнст Гребер — главный герой произведения — ненадолго возвращается в родной город, где встречает Элизабет Крузе — теперь уже девушку, которую он помнил еще с детских лет. В его сердце поселяются мечты о семье и любви. Он желает выйти в отставку, но долг зовет его обратно. Спустя три недели молодой человек возвращается на фронт. Одним из порученных ему заданий было охранять русских партизан. Стоя на страже, Эрнст делился с ними сигаретами, а позднее и вовсе отпустил, сжалившись над заключенными. Опасаясь за свои жизни, партизаны убивают его, несмотря на проявленное им милосердие к представителям вражеской армии. Таким образом, гуманизму есть место на войне: Эрнст Гербер, идя поперек приказа начальства, отпускает пленных партизан, тем самым спасая им жизни, а они отвечают ему черной неблагодарностью, потому что того требует военная целесообразность. Все мечты Эрнста о мире и добрые намерения в условиях борьбы пропали даром.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже поднимается эта проблема. Во время захвата Белогорской крепости бандой мятежников люди были поставлены перед выбором: присягнуть Пугачеву, предав свои принципы, или пойти на казнь, сохранив верность себе. Многие погибли. Но когда очередь дошла до Петра Гринева, его слуга припомнил, что барин некоторое время назад спас Пугачева от холода, одолжив ему свой старый заячий тулуп. В ответ самозванец помиловал Петра и отпустил. Гринев и Савельич внушили ему уважение, да и добро Емельян помнил. Несмотря на то, что Гринев так и не присягнул Пугачеву на верность, бунтовщик уважительно относился к нему и не раз выручал его. Например, Пугачев по просьбе Петра освободил от предателя Швабрина дочь коменданта крепости, пресек издевательства над ней. Таким образом, гуманизму есть место на войне, как и уважению к чести и достоинству. Человек может испытывать подобные чувства даже к «врагу».
Дезмонд и Фрэнсис Досс «По соображениям совести». В книге Дезмонда и Фрэнсис Досс «По соображениям совести» описывается битва за Окинаву, которая проходила во время Первой Мировой войны. Дезмонд Досс, поступив на службу в армию, отказывается брать в руки оружие. По его мнению, это недопустимо. За это он даже подвергается военному суду, но доказывает свою позицию. В конце концов, молодому солдату позволяют служить, не используя оружие, и он становится санитаром. Позднее, во время самой битвы, он вытаскивает с поля боя множество раненых. А ночью, когда бой был окончен, он, рискуя жизнью, поднялся на возвышенность, где располагались позиции японской армии, и спускал один оттуда раненых: как своих товарищей, так и японцев. Таким образом, на войне есть место гуманизму. Больных и страждущих не делят на «своих» и «чужих», все они достойны медицинской помощи и гуманного отношения, что и доказал Дезмонд Досс.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описывается множество судеб людей и то, как они сложились во время войны. Бывшие друзья и даже родственники начинают убивать друг друга и мстить за убийства в ответ. Например, Мишка Кошевой в порыве революционного пыла убивает деда Гришаку, беспомощного старика. Узнав об этом, Митька Коршунов, которого война сильно ожесточила и озлобила, без угрызений совести убивает все семью Кошевых, не щадя никого и даже получая наслаждение и удовлетворение от сделанного. Он напал на женщин и детей, которые никак не могли себя защитить. Получается, от конфликтов солдат больше всего страдало мирное население, которое вообще не было причастно к войне. Этот пример показывает, что во время войны нет места гуманизму. Она, наоборот, разжигает у людей ненависть друг к другу, обостряет старые конфликты и подталкивает всех участников к необдуманным и жестоким поступкам.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Во время Первой Мировой войны — именно этот исторический период описывает М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» — произошло много ужасных событий. Борьба за чужие интересы, изматывающая и бесконечная, сделала людей жестокими и беспощадными: они грабили, убивали без необходимости, насиловали женщин, утратив всякую человечность. Григорий Мелехов — один из главных героев романа-эпопеи — не поддался всеобщему безумию и неоднократно жалел, что вообще взял в руки оружие. Он был единственным человеком, не участвующим в коллективном изнасиловании поварихи в военной части. А все остальные мужчины не видели в этом ужасном преступлении ничего криминального. Они уже привыкли делать кое-что похуже, так что их совесть уже не восставала против агрессии. Но вот Григорий Мелехов осознал, как бессмысленна сама война и сопутствующие ей злодеяния. Он проявляет отзывчивость и даже пробует защитить девушку от надругательства, но остается в меньшинстве. Увы, гуманизм на войне — это исключение, а вовсе не правило.
«Сказание о Борисе и Глебе». На Руси долгое время были распространены междоусобные войны, брат шел на брата ради завоевания территорий и присвоения большей власти. После смерти князя Владимира один из его сыновей — Святополк — решает захватить власть, но так как он третий по старшинству среди всех братьев, ему приходится устранить соперников. Святополк отправляет убийц к старшим братьям, Борису и Глебу, а те отказываются воевать против родного брата и развязывать еще одну междоусобную войну на Руси, в результате чего оба погибают. И Борис, и Глеб в православной вере были признаны святыми. Это ли не форма проявления гуманизма? Любовь к родине и брату заставила их не брать в руки оружие, даже ради самообороны. Этот пример заставляет задуматься о том, что добродетели в борьбе есть место, но какова ее цена? Далеко не каждый готов ее заплатить.
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». В романе «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн описывает историю дружбы сына коменданта концентрационного лагеря и мальчика-заключенного. Автор очень ярко описывает, какое отношение было к людям в подобных лагерях. Их избивали за малейшую провинность, морили голодом, всячески заставляли страдать. В романе автор ставит ситуацию таким образом, что комендант лагеря познает, каково это, когда в газовой камере погибает его собственный ребенок Бруно, по случайному стечению обстоятельств оказавшийся там вместе с заключенными евреями. Ребенок, от которого скрывали неудобную правду, играет с товарищем тем, где должно произойти массовое убийство. Мальчики погибают вместе, держась за руки. Таким образом, само наличие концентрационных лагерей, все ужасы, которые там происходят, совершенно опровергают какое-либо проявление гуманизма в военное время. Борьба уничтожает всех, даже тех, кто стоит в стороне и не участвует в конфликте.
Эрих Мария Ремарк «Искра жизни». В романе «Искра жизни» Эрих Мария Ремарк описывает пребывание заключенных в концентрационном лагере, среди них оказывается и 509-й, он провел в лагерях уже более 10 лет. Каждый день пленников отправляют на работы, они строят, разгребают завалы после бомбежек — занимаются тем, что медленно, но верно убивает и калечит голодных, уставших, больных работников. Их постоянно морят голодом, избивают, изнуряют работой. Кроме того, в лагерь регулярно приезжает доктор из ближайший деревни, который ищет себе подопытных для экспериментов среди полумертвых заключенных. Особенно драматична участь женщин, которых используют в сексуальном рабстве и превращают в калек. Этот пример показывает, что гуманизму нет места на войне. От политических конфликтов страдают простые люди, даже после того, как они сдаются, их мучают и насилуют, эксплуатируют и убивают. Само понятие войны противоречит добродетели и нравственности, ведь в этом процессе оправдывается самый тяжкий грех — убийство.
Томас Кенилли «Список Шиндлера». В романе «Список Шиндлера» Томас Кенилли описывает события, произошедшие во время Второй Мировой войны, когда нацисты совершали массовые убийства евреев и устраивали на них гонения. Оскар Шиндлер — предприниматель, приехавший в Краков с желанием открыть бизнес, заработав благодаря дешевой рабочей силе, и бесплатно приобрести жилье. Однако его взгляды на жизнь кардинально меняются, когда он становится свидетелем жестокого убийства нескольких евреев. В недавно приобретенном заводе эмалированной посуды, на который у Шиндлера были далеко не благородные планы, он организовывает работу для огромного количества евреев, занося их в свой список и тем самым спасая от виселиц и газовых камер. Таким образом, гуманизму есть место на войне. Более того, милосердие и человеколюбие могут проснуться даже у человека, который, казалось бы, никогда даже близко не обладал такими качествами.
Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен». В романе «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк пишет о нескольких молодых людях, среди них и Пауль Боймер. Во время одного из наступлений он оказался в воронке из-под взрыва бомбы вместе с полумертвым вражеским солдатом. Пауль не только не стал добивать его, но и остался вместе с ним, провожая бойца в последний путь. Он поил раненого водой, перевязывал его раны и всячески пытался морально поддержать обреченного на смерть. Пауль победил в себе жестокость и агрессию, он остался человеком, несмотря на бесчеловечные условия. Таким образом, Пауль Боймер проявил гуманизм по отношению к вражескому солдату. Даже в критической ситуации, находясь в постоянной смертельной опасности, он не оставил раненого, ухаживал за ним.