Доброта — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  1. Сила доброты позволяет людям спасать мир от последствий злости;
  2. Истинная доброта проявляется в хороших поступках;
  3. Настоящая доброта всегда находит выражение в благом деле;
  4. Доброта спасает людей, ведь может преодолеть даже отчаяние и безверие;
  5. Добрый человек — это тот, кто помогает другим безвозмездно;
  6. Доброта — это качество, которое означает хорошее отношение к миру;
  7. Доброта — это душевное расположение к людям;
  8. Доброта — это стремление делать добро бескорыстно;
  9. Доброта — это общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Великий писатель Лев Николаевич Толстой, помимо красочного и глубокого сюжета, заинтересовывает читателей и подробным погружением во внутренний мир главных персонажей романа «Война и мир». Так, Наташа Ростова ассоциируется со «светом и теплотой». Перед читателем предстает добрая, жизнерадостная и наивная девушка, готовая открыть свое сердце каждому, кто нуждается в заботе и ласке. Примером тому служит сцена, когда семейство Ростовых в период Отечественной войны 1812 года готовилось уезжать из Москвы, которая была «французу отдана». Однако вместо многочисленных сундуков и коробок с вещами Ростовы вывезли раненых солдат. Первоначально графиня хотела спасти имущество, но именно дочь убедила ее пожертвовать материальными ценностями ради спасения солдат и офицеров. Сама Наташа, не боясь боли и крови, ухаживала за смертельно раненым Андреем Болконским. Несмотря на своё происхождение, девушка всегда больше ценила высоту морали, а не статуса. Ее доброта выражается не только в словах, но и в поступках, которые спасли жизни десяткам людей.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». На грани контраста с мрачным и покрытым желтизной домов Петербургом Федор Михайлович Достоевский знакомит читателя со светлой и жизнерадостной его обитательницей — Соней Мармеладовой. Добродушная девушка, верная своему дочернему и христианскому долгу, жертвует собой, чтобы прокормить семью. Атмосфера разврата, в которой она вынуждена существовать, нисколько не отложила свой отпечаток на душе Сони. Даже для потерянной души Родиона Раскольникова молодая девушка находит место в своем сердце и делится с ним теплотой и заботой. Несмотря на всеобщее мнение окружающих, нищету семьи, порок своего занятия, Соня Мармеладова остается верна своему сердцу, наполненному верой и надеждой. Именно эта сила доброты и спасает Раскольникова от тлетворного влияния теории. Так, читатель может наблюдать, что доброта способна спасти тело и душу человека от безвозвратной гибели. 

В.Г. Распутин «Уроки французского». Главная героиня произведения Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» считается эталоном для профессии педагога. Она смогла научить ученика не только французскому языку, но и основам гуманизма. В отношениях с бедным, но гордым мальчиком героине не помогли учебники: она не действовала по рекомендациям и методическим пособиям. Она вынуждена была поступать не как профессионал своего дела, ведь формальный подход к занятиям не помог бы Володе добиться успехов в обучении: мальчик мучился от голода, но не мог принять подачку от чужого человека. Преподавателю пришлось пойти на хитрость и «проиграть» ребенку деньги, чтобы он взял их, не чувствуя себя оскорбленным. В момент, когда она села играть азартные игры с учеником, ею двигало истинное человеческое сочувствие. Она поступила как Человек с большой буквы, хоть и нарушила этические правила педагога. Конечно, она понимала, что делает, но желание помочь ребенку вытеснило все доводы и аргументы, поэтому ей нечего было возразить директору, который ее уволил. Тогда доброта Лидии Михайловны осталась непонятой, но сегодня альтруизм учительницы удостаивается множества положительных отзывов и комментариев критиков и читателей. Ее поступок был увековечен тем самым благодарным учеником, который выжил благодаря доброте преподавателя.

Л.Н. Толстой «Детство». Настоящим эталоном добросердечия и теплоты русской души Лев Николаевич Толстой представил нам Наталью Савишну. Милая старушка всегда была верна своим хозяевам, трудолюбива и открыта для общения. Когда-то давно героиня лишилась шанса на семейное счастье, потому что барин запретил ей замужество. Но Наталья не могла хранить злобу в своей душе, поэтому простила помещика и отдала всю свою любовь его потомкам. Взамен на это и семейство Иртеньевых было ей очень благодарно. Даже получив вольную, Наталья Савишна остаётся в доме у хозяев и продолжает служить им верой и правдой. С матерью семейства её связывала особая нить: крестьянка нянчила госпожу с рождения и была для нее матерью. Вместе женщины переживали как радостные моменты, так и горести. На примере доброй старушки Натальи можно увидеть, что ни статус, ни возраст, ни жизненные испытания не повлияли на ее цельный характер, основными качествами которого являются добродушие и отзывчивость. По-настоящему добрый человек не помнит зла и сохраняет в душе свет, даже несмотря на обиды и разочарования.

А.И. Солженицын «Матренин двор». Добрая старушка Матрена всю свою жизнь действовала по совести. Все её поступки шли от чистого сердца, она помогала всем односельчанам совершенно бескорыстно. Героиня готова была отдать последнее, что у неё имелось, ради своих родных и даже тех, кто просто был рядом. В качестве приданого для приемной дочери Матрена отдала половину своего дома. Судьба была жестока по отношению к Матрене: видя искренность и простосердечие, люди часто цинично пользовались излишним добродушием человека. Так, сестры Матрены относились к ней совершенно потребительски: свидетельством служит ситуация после смерти старушки, когда все начали делить её имущество уже на похоронах. А.И. Солженицын показывает реалии жизни, когда доброта и открытость не всегда удостаиваются взаимности. 

Михаил Шолохов «Судьба человека». Зачастую жизненные обстоятельства заставляют нас по-другому посмотреть на реалии жизни. Мы меняемся, становимся «жестче» и требовательнее к окружающему миру. Однако главный герой повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, несмотря на все тяготы Великой Отечественной войны, сумел противостоять не только «пулям судьбы», но и своим собственным переживаниям. После потери семьи, плена, госпиталя, Соколов усыновляет совершенно чужого мальчика и воспитывает его как собственного сына, тем самым возродив в себе доброту и благодушие. Герой не замкнулся в себе, не возненавидел мир, причинивший ему столько боли, а, напротив, нашел в сердце место для новой любви, новой отзывчивости. Доброта Андрея Соколова была не абстрактной нравственной оценкой автора, а объяснением его поступков, ведь настоящие черты характера всегда выражаются в соответствующих делах.

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Внешность бывает обманчивой: даже человек с неприглядной внешностью может быть добрым и отзывчивым. Горбатого уродца Квазимодо боятся, над ним насмехаются, но никто не видел в нем человека, у которого так же есть душа, эмоции и переживания. Но мужчина, «побитый» испытаниями судьбы, силен и добр. Встретив цыганку Эсмеральду, он понимал, что она никогда не полюбит «такого», но Квазимодо стал для неё другом и бережно охранял даже от домогательств своего учителя и спасителя — Клода Фролло. Так, две души с большим и горячим сердцем, ставшие чужими в родном городе, оберегали друг друга. Девушку пугала внешность горбуна, но она смогла заглянуть в его душу, которая оказалась намного краше изуродованного лика. Виктор Гюго доказал, что доброте далеко не всегда соответствует внешность человека, ее проявляющего.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема добра и зла есть, была и будет вечной. Пока на Земле остается хотя бы один человек, противостояние «тьмы» и «света» будет продолжаться. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков на примере Иешуа и Воланда показывает, что в мире всегда должен присутствовать баланс добра и зла. Сатана пояснил эту закономерность на примере света и тени: если в мире исчезнут все тени, значит, он будет пуст и мертв. Зло и добро — две стороны одной души, одной жизни, и уничтожение одного начала повлекло бы за собой смерть другого. Воланд неслучайно появился среди людей во времена, когда наступила эпоха рассвета репрессий, ложной идеологии и несправедливости. На его фоне отчетливо видно, что настоящее зло заключается не в Сатане, а в душе обычного человека. Оно столь же естественно, как и искра света внутри него. Не должно «зло» перевешивать, но не стоит забывать, что «свет», как день, не может существовать без «тьмы» ночи. Моральные категории познаются в сравнении, и в этой постоянной работе души скрыт наш путь к самосовершенствованию и познанию настоящего добра. Таким образом, зло на свете помогает нам различить истинные ценности и преумножать их.

Ги де Мопассан «Жизнь». Доброта, как светлое и высокоморальное качество, не всегда приносит только «свет» и взаимную отдачу. Иногда даже такое прекрасное качество характера может навредить людям. Так было и у главной героини романа Ги де Мопассана «Жизнь» — Жанны. Девушка всегда отличалась своей наивностью, великодушием и добротой, однако Жанна и не подозревала, что не все люди живут по подобным ей правилам. Измены, ложь, смерть близких были «наградой» за отзывчивость и любовь героини. Она постарела как внешне, так и душой в столь ранние годы, находя утешение лишь в своем единственном сыне. Но и ему доброта матери, жертвующей своим комфортом ради роскоши для наследника, не помогла, а не навредила: юноша вырос избалованным, неблагодарным и несамостоятельным. Пока Жанна закладывала последние ценности, чтобы оплатить его долги, он лишь цинично использовал материнскую любовь, ни о чем не задумываясь. К сожалению, люди не всегда способны оценить добрые поступки, а некоторых из них хорошее отношение может даже испортить. 

В. Гюго «Отверженные». Великий французский писатель Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» поднимает проблемы высоких и низких моральных качеств. На примере главного героя Жан Вальжана, укравшего кусок хлеба, чтобы прокормить семью, мы познаем всю глубину жестокого мира, где даже доброту и «свет» способны растоптать законы. В тюрьме Жан ожесточился и стал строить планы мести всему миру. Однако после своего освобождения и беседы со священником, который спас его от нового срока и простил кражу, он пообещал себе «похоронить» прошлое и стать человеком достойным. Спустя годы Жан Вальжан смог организовать свое дело, помочь сотням бедняков найти работу и сделал маленький город производственным центром. Бывший каторжник стал господином Мадленом — мэром города. Однако и на высоком посту герой не забыл о священном долге — сделать мир лучше и добрее. Именно поэтому он спасает публичную женщину Фантину и удочеряет её дочь Козетту. На его примере Виктор Гюго показывает, что даже в тяжелой жизненной ситуации каждому из нас необходимо оставаться человеком и сохранять высокие моральные качества, которые помогут нам исправить проблемы и сделать проще жизнь новых поколений людей.