Тезисы
- Человек может научиться у природы мудрости и созиданию, ведь в ней все устроено так гармонично.
- Природа учит человека естественности и честности, в ней нет фальши и лжи.
- Окружающий мир демонстрирует нам гармонию сосуществования тысяч видов и учит нас сохранять мир между собой.
- Природа — источник вечной мудрости бытия, которая гласит: важно работать во благо всех и наслаждаться всеобщим процветанием.
- Вспомним изречение А.А. Фета: «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа». Этому нас учит природа: за зимой придет весна, не стоит расстраиваться и впадать отчаяние.
- Природа всегда довольствуется необходимым и дает нам положительный пример экологичности в отношениях и потреблении.
Аргументы
А.И. Куприн, «Олеся». Главная героиня выросла на лоне природы и научилась у нее многому. Олеся знала, как использовать травы и плоды леса, умела лечить животных и людей. В отличие от обитателей деревни, она не была кровожадна и корыстна, потому выступала против охоты и других видов эксплуатации естественного мира. Героиня довольствовалась малым и экономила ресурсы, не гонясь за бесцельным перепотреблением. Но самое важное, что природа поделилась с ней мудростью экологичных взаимоотношений с другими. Она не хотела присваивать и неволить Ивана в браке, поэтому отказалась от переезда в город и традиционного формирования семьи, где преобладали материальные ценности и расчеты. Героиня отдавалась полностью, без остатка, но ничего не требовала взаимен от своего партнера. Эта близость была естественной и честной, в ней не было кокетства и меркантильности. Олеся стала тем человеком, который нашел гармонию с окружающим миром и получал от нее духовное удовлетворение. Лесная среда научила ее этому образу жизни и мысли.
А. Платонов, «Юшка». Природа научила главного героя этого рассказа быть счастливым, довольствуясь малым. Ефим наслаждался красотой окружающего мира, считал себя частью этой среды и даже ощущал облегчение от болезни. Он «слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки». Окружающий мир во всем своем многообразии поделился с ним мудростью: нужно ценить красоту и умиротворение каждого момента жизни, в этом и состоит истинное счастье. Люди, влекомые лишь материальными ценностями и статусом в обществе, были озлоблены и фрустрированы, по сравнению с Ефимом, который не гнался за регалиями и монетами, а был доволен тем, что есть. Каждый раз он отдалялся от города с чувством радости и «дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака». Природа научила его искать блаженство в окружающем мире, находить время для сближения с естественной красотой и быть счастливым, довольствуясь малым.
А.Н. Островский, «Гроза». Порой именно природа диктует нам, как правильно поступить, и показывает правильный порядок вещей, который для нас естественен. Именно так было в жизни Катерины. Сны о Волге, большой и свободной реке, ассоциировались у нее с независимостью от семьи, которая олицетворяла угнетение и консерватизм самого Калинова. Катерине хотелось сбежать из него, и течение воды было яркой демонстрацией возможности такого освобождения. Смотря на него, Катерина грезила о быстрой тройке и объятиях Бориса. Любовь в ее загубленной ханжеством судьбе выражалась в грозе и громе, так как была столь же сильна и страшна, неотвратима и красива. Это же стихийное явление предвещало божественный гнев за измену. Однако большинство природных образов все-таки подсказывало героине правильный выход из ситуации — бунт против ложных человеческих условностей и свободное проявление воли, любви, жизни. Волга же стала последним приютом Катерины, ее спасением. Таким образом, окружающий мир научил героиню независимости и честности, которыми он наделен сам.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Мцыри перенял от природы стремление к независимости и самобытности. Удушающая атмосфера монастыря не сломила его волю к сопротивлению против деспотизма судьбы. Герой был пленен русским генералом еще в детстве, но отказался служить забавой и перестал есть в знак протеста. Полумертвого ребенка отдали монахам, они смогли его выходить, однако назначили свою цену: в юности он должен был принять постриг. Мцыри не позволил им решать свою участь. Учась у свободной стихии, он ушел в ночь и грозу, не боясь никаких испытаний. Свою жизнь он доверил инстинкту, который вел его на волю. Там он обрел настоящее счастье, которое наделило огромной ценностью эти три дня, не сравнимые с унылым прозябанием в монастыре. Он испытал влечение к красавице-грузинке, померился силой с барсом, насладился красотой и гармонией пейзажа. Природа научила его настоящему счастью и полноценной жизни, ради которых он и был рожден.
Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Природа учит нас гармонично сосуществовать друг с другом и искать компромиссные решения для общего блага. Именно эту мудрость подчерпнул Егор Полушкин в своем любимом заповедном краю. В отличие от многих людей, стремящихся лишь к наживе, он понимал, что бесконтрольное потребление ресурсов леса приведет к полному обнищанию края и катастрофе для их детей и внуков. Он осознавал, что «вымирает живая красота, -Одни зоопарки скоро останутся». Поэтому он брал у природы лишь то, что нужно для жизни, и не забывал воздать ей должное. «Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, успевал подумать, какой он счастливый человек» — так автор описывает службу Полушкина на посту лесника. Герой с энтузиазмом занялся реабилитацией и восстановлением пострадавшего Лебяжьего озера и даже заселил его лебедями, как в старые добрые времена. Поэтому читатель не удивляется глубокой добродетели Егора, который не выдал своих убийц следователю, а сказал лишь, что знает их и «милует». Этика гармоничных взаимоотношений людей и всего живого — вот что Егор вынес из своего общения с природой.
А.П. Чехов, «Каштанка». Многие животные могут дать нам уроки преданности, любви и самоотречения. Именно такой мудрой от природы была Каштанка. Хозяева жестоко относились к ней, от описания игр мальчика с проволочкой и кусочком угощения читателя бросает в дрожь. Однако животное все равно любило их и не мыслило иной жизни. Когда Каштанка потерялась на улице, ее владелец просто ушел и не стал ее искать. Она прибилась к дому циркача, который оказался более добрым и ответственным человеком. Он накормил собаку, выделил ей место для ночлега и показал ей несколько трюков, которые она вскоре освоила. Каштанке нравились новые игры, веселые соседи по квартире и ласка нового хозяина. Она даже выступила на арене под новым именем. Но как только она услышала голос своего первого владельца, она тут же помчалась к нему и ушла со сцены вместе с ним и его сыном. Как бы злые люди ни относились к ней, она вернулась к ним и хранила верность их рукам. На следующий день Каштанка уже забыла о том, кто ей помогал, ведь в ее сердце жило постоянство. Мы должны научиться той же преданности, которая делает отношения крепкими и надежными.
М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Природа учит нас важной мудрости: в каждом процессе должна быть эволюционная динамика развития, иначе говоря: «Поспешишь — людей насмешишь». Но главный герой рассказа считал себя умнее главных закономерностей мироздания. Преображенский решил с помощью операции сделать человека из собаки и преуспел. На это ушло даже меньше девяти месяцев, какой прогресс! Но на деле выяснилось, что не зря природа заставляет нас пройти долгие и многочисленные этапы формирования. Шариков не был личностью в полном смысле слова, он не усвоил моральные и этические нормы, не понял, зачем вообще появился на свете и что хочет делать. Он лишь повторял чужие фразы и норовил по-звериному отхватить кусок побольше от общего каравая, не считаясь с интересами окружения. Филипп Филиппович вынужден был признать, что проиграл, и загладил свою вину, повернув эксперимент вспять. Он осознал, что природа права, и ее мудрость заключается в эволюционном развитии всего живого, которое нельзя поторопить.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Общение с природой делает человека более естественным и миролюбивым. Он понимает, что в мире сосуществуют тысячи видов, и важно находить компромисс со всеми окружающими. Именно таким был Николай Кирсанов. Читатель замечает, что именно этот герой особенно близок к природе. Он наслаждается ее красотой, ищет среди нее утешения и защиты, часто гуляет и думает среди деревьев и трав. Тяжелые мысли об отдалении сына он доверяет ночи и получает от нее успокоение и решение проблемы. Николай Петрович пытается наладить контакт с наследником: читает его книги, спрашивает мнения, заинтересовывает его совместным ведением хозяйства. Он не теряет надежды сблизиться с ним и понять его. Раз в лесу уживаются столько видов растений, грибов, животных, значит, и люди могут пойти навстречу друг другу и найти что-то общее. Так и случилось. Аркадий со временем забросил нигилизм, женился и зажил в полной гармонии со своим отцом. Природа привела героев компромиссу и научила их взаимопониманию
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Порой природа показывает проекцию наших духовных терзаний и учит нас, как вести себя в той или иной ситуации. Так произошло в жизни Андрея Болконского. Главный герой пережил травмирующий опыт: он разочаровался в мечте, получил серьёзное ранение, увидел сотни смертей на войне, потерял жену и почувствовал свою вину перед ней. Еще молодой мужчина уже считал себя стариком, которому ничего не остается, кроме как прозябать в тоске и угрюмости. Подтверждение своих выводов он нашел в образе старого дуба, который, невзирая на весеннее оживление, оставался сухим и безжизненным. Себя он ассоциировал с мертвым деревом. В отъезде он провел несколько дней и познакомился с Наташей Ростовой, которая вновь пробудила в нем мечты о любви. На обратном пути Болконский увидел совсем другое дерево. Дуб расцвел и покрылся сильной и сочной зеленью. Теперь он был самым красивым на поляне. Эта метаморфоза наполнила Андрея уверенностью в себе. Он осознал, что его путь не окончен. Природа научила его оптимистичнее смотреть в будущее и не делать поспешных выводов.
Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». О поучительности природы пишет и Н.М. Карамзин. Главная героиня родилась в деревне и с детства находилась на лоне природы. Лиза собирала в лесу цветы и ягоды, занималась огородом и часто гуляла в красивых аллеях недалеко от Москвы. Поэтому она была такой естественной и простодушной, преданной и ласковой. Окружающий мир передал ей свою исконную мудрость. Совсем иным был городской обитатель Эраст. Выше всего он ставил материальные ценности и развлечения, жил напоказ и не мог обойтись без лживого блеска роскоши, хотя ни медяка сам не заработал. В любви к Лизе он пытался найти новые впечатления, а когда роман устарел, появилась привычка, герой исчез и забыл об обещании жениться. Растратив все деньги на бахвальство, Эраст принял решение жениться на богатой вдове и обеспечить себя. Узнав об этом, Лиза не выдержала обмана и бросилась в пруд. Ее неиспорченный нрав был подобен природе: она все воспринимала остро и реагировала инстинктивно, не думая наперед. Первозданная добродетель была основой ее характера. А Эраст стал подлецом под воздействием цивилизации, ведь отдалился от истоков и потерял связь с окружающим миром. Как видно, природа учит нас взаимопониманию, честности, естественности, в то время как городская среда ставит нам ложные цели и приоритеты.