Чем опасна свобода без ограничений — аргументы из литературы

Тезисы

  1. Свобода без ограничений — это полная вседозволенность, которая неизбежно приводит к нарушению прав других людей.
  2. Свобода без ограничений опасна тем, что дает людям возможность попирать права других ради своих интересов.
  3. Неограниченная свобода угрожает всему обществу, так как закрепляет право сильного владеть слабым.
  4. Чем опасна свобода без ограничений для человека? Тем, что делает его настоящим зверем, для которого своя нажива превыше всего.
  5. Бесконтрольная свобода ведет к деградации личности, ведь под ее влиянием человек отвергает мораль, этику, закон, становится опасным для всех и для себя в том числе.
  6. Тот, кто обретает безграничную свободу, лишает людей их базовых прав и низвергает их до уровня рабов.

Аргументы

М. Горький, «Старуха Изергиль». Автор продемонстрировал негативные последствия бесконтрольной свободы для личности и общества. Ларра, сын орла и земной женщины, пришел в общину своей матери вместе с ней. Однако он не знал человеческих правил и жил по закону джунглей: брал то, что нравится, ни у кого не спрашивая. В ответ на его приставания девушка отказала ему, а он, не раздумывая и ни капли не сожалея, убил ее. Люди опешили и хотели было воздать обидчику по заслугам, но старейшины допросили его и, увидев полное отсутствие раскаяния, выбрали самое страшное наказание — остракизм. Без племени человек не мог выжить, но Бог дал Ларре бессмертие, чтобы он сполна ощутил тяжесть своего удела. Прошло время, и герой стал просить о смерти, ведь кара была непосильна даже для него. Этот пример говорит о том, что вседозволенность привела Ларру к внутреннему опустошению и полному одиночеству, а других людей заставила горевать по убитой девушке. В этом преступлении и нравственном падении заключается опасность бесконтрольной свободы.

А.Н. Островский, «Гроза». Свобода без контроля приводит человека к самодурству и деспотии. В этом мы убеждаемся, читая пьесу Островского. Марфа Игнатьевна была полноценной хозяйкой в доме, но так увлеклась этой ролью, что совсем забыла о чувствах окружающих. Она контролировала каждый шаг своих близких, не давала им жить самостоятельно. Поэтому ее сын вырос безвольным и слабым, а дочь скрывала все свои чувства и мысли, постепенно отдаляясь от матери. Кабаниха отравила Тихону радость семейной жизни, ведь постоянно нападала на его жену и навязывала молодым старые предрассудки. Абсолютная власть приносила героине удовольствие, но в конце отняла у нее семью. В финале невестка бросилась в воду, Тихон обвинил во всем мать, а Варвара и вовсе сбежала. Вседозволенность матери оттолкнула детей. Вот почему опасно отдавать предпочтение свободе без ограничений.

М. Горький, «Челкаш». Вседозволенность лишает человека моральных и этических правил, превращая его в источник зла. Именно это мы видим в рассказе Горького. Портовый вор предложил крестьянину незаконную работу. Тот согласился, ведь приехал на заработки. В деле Гаврила проявил себя трусом и чуть не испортил все. Однако Челкаш не был жадным и решил дать ему награду. Но шальные деньги вскружили голову герою. Гаврила захотел забрать все. Их никто не видел, о контрабанде никто не знал, так почему бы не убить никому не нужного бродягу и не отнять у него всю сумму? Гаврила так и подумал, но его план не сбылся из-за слабости удара. Челкаш обернулся и с отвращением бросил купюры. Этот жест выразил все его презрение к напарнику. Бесконтрольная свобода преступного мира сразу же обнажила зло на дне души Гаврилы. Вседозволенность превратила его в убийцу и грабителя.

И.А. Гончаров, «Обломов». Как часто мы мечтаем о том, чтобы можно было ничего не делать и целыми днями лежать в постели! Однако эта свобода без ограничений способствует деградации личности, что доказывает пример Обломова. Илья Ильич был барином и получил в наследство имение, которое обеспечивало ему пассивный доход и… образ жизни. Поскольку герою не нужно было зарабатывать на хлеб и чего-то добиваться, он просто плыл по течению и проедал накопления предков. Стоило ему подумать о чем-то важном, как он сразу отказывался от действия, ибо хлопотно, и предпочитал лишь мечтать о том, как он что-либо предпримет… потом, не сегодня конечно же. Так и прошли его золотые годы: ни ярких впечатлений, ни больших дел, ни жизненного опыта. Даже семью и быт за него фактически создала и наладила Агафья Пшеницына, труды которой компенсировали лень Ильи Ильича. От своих дурных привычек герой умер в цвете лет, оставив сына сиротой со значительно меньшим состоянием, чем было у самого Обломова. Таков печальный итог бесконтрольной свободы: человек полностью деградировал и отказался от жизненных целей, потому что делал только то, что хотел.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Говоря о политических свободах, мы часто грезим о полной вольнице в стиле батьки Махно. Но забываем о том, каковы последствия анархии на деле. Об этом пишет Пушкин в своей книге, подробно останавливаясь на восстании Емельяна Пугачева. Многие люди пошли за ним не потому, что верили в его мнимую принадлежность к царскому роду, а из-за желания грабить, насиловать, вести разгульный образ жизни. Захват Белогорской крепости показывает изнанку народного самосуда: страдают невинные люди, нарушаются законы и права всех, кто слаб и не может дать отпор. Мятежники убивают не только капитана Миронова, но и его жену, хотя она даже не военнослужащая. Марья, дочь коменданта, фактически остается в заложницах у нового хозяина крепости. Он сажает девушку на хлеб и воду, шантажирует тайной ее происхождения. Разве такой справедливости хотели крестьяне? Очевидно, что бесконтрольная свобода не дала им ничего, кроме кровавых преступлений и разрухи.

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Свобода без ограничений часто приводит человека к необдуманным и откровенно вредным решениям. Именно так случилось с Мцыри. Он был пленником русского генерала, но заболел в пути и был оставлен на попечении у монахов. Они выходили его и сделали мальчика послушником. Однако Мцыри мечтал вернуться домой и вовсе не хотел принимать постриг. Судьба обделила его, отняла родных и друзей, но мириться с этим — значит предать самого себя. И Мцыри сбежал из своей «тюрьмы». И все же его отважная попытка уйти от рока ни к чему не привела. Монахи не удерживали Мцыри, а лишь оберегали его, ведь он не мог найти дорогу домой и добраться туда в одиночестве. Сам же юноша просто погубил себя в этом безумном бегстве. Вседозволенность толкнула его на безрассудство.

М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Свобода без ограничений опасна и в науке, ведь ведет к вредным для человечества экспериментам. В этом мы убеждаемся, читая рассказ М.А. Булгакова. Преображенский — опытный хирург, который решает сделать невозможное: превратить пса в человека при помощи операции. Ему это удалось, но обмануть природу не вышло. Шариков лишь внешне напоминает мужчину, но его внутренняя сущность не дотягивает до нужного уровня. Он занимает промежуточное положение между зверем и человеком, потеряв все лучшее от обеих групп. У него нет морали, индивидуальности, полноценного мировоззрения. Такому существу безразличны законы, правила, чужие границы. И такие «Шариковы» разрушат все, чем дорожат все остальные. Поняв это и признав неудачу, Преображенский вовремя поворачивает эксперимент вспять и возвращает все на свои места. Теперь он осознал, что бесконтрольная свобода научной мысли способна привести ученого к чудовищным ошибкам.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Свобода без ограничений угрожает человечеству тем, что оно потеряет хрупкое равновесие между людьми и утонет в хаосе. В этом мы убеждаемся, глядя на страницы романа Достоевского. Родион взбунтовался против своей бедной жизни и решил примкнуть к стану «право имеющих» — тех, кто меняет мир к лучшему путем жертв и кровопролитий, но не испытывает укора совести. Раскольников хочет проверить теорию о своей принадлежности к «элите» на практике. Его жертвой становится «вредная старушонка», которая занимается ростовщичеством. Родион распоряжается ее жизнью и украденными вещами, но не чувствует себя победителем. Напротив, проигрыш очевиден: от страха наказания герой не знает, куда деваться, и постепенно отдаляется от семьи и друзей. В финале он признается во всем и попадает на каторгу. Бесконтрольная свобода делает доброго юношу убийцей и лишает его всех перспектив. Вседозволенность вышла боком и беднякам, которым хотел помочь герой. Ведь после таких историй нечего и надеяться на снижение ставок по займам или сочувствие ростовщиков. Преступления дестабилизируют общество, тормозят экономику и делают всем только хуже.

И.А. Бунин, «Митина любовь». Вседозволенность в воспитании — еще одна опасность, которая приводит к плохим последствиям. В этом мы убеждаемся на примере Кати, героини рассказа Бунина. Она занималась в театральном кружке и была на хорошем счету в школе, но мать совсем не следила за кругом общения и поведением дочери. А ведь все вокруг знали, что директор учебного заведения совращает школьниц и даже возит их с собой в отпуск. Матери Кати до этого не было никакого дела, а отец уже ушел из семьи и не уделял дочери времени. Родители и не думали об изнанке того внимания, которое девочке оказывает взрослый мужчина. Постепенно Катя привыкла к похвалам и первым ролям, ей нравилось производить впечатление на зрителей. Богемная среда навязала ей свои нормы и порядки, в которых уже не было места моральным запретам. Вседозволенность привела Катю к нравственному падению: она стала любовницей директора школы. Свобода без границ стоила Кате репутации и большой травмы, которая может лишь усугубиться со временем.

А.П. Чехов, «Попрыгунья». Безграничная свобода в браке тоже имеет свои минусы, которые описал А.П. Чехов в произведении «Попрыгунья». Главная героиня вышла замуж за врача, но сама мечтала о богемной среде и царила в кружке художников. В мужской компании она была единственной женщиной и очень этим гордилась. Осип терпел похождения жены, ведь доверял ей и не хотел ее ущемлять. Но постепенно Ольга заигралась и вступила в отношения с одним из «друзей». Измена наложила свой отпечаток на ее поведение, и супруг все понял, но опять промолчал. Ольга же продолжила свой роман, не думая о чувствах Осипа. Это отдаление разрушило брак героев. Осип не жалел себя на работе, чтобы забыться, и заразился от пациента. Он умер без упреков и жалоб, но только тогда Ольга поняла, кого потеряла. Вседозволенность, переросшая в распущенность, отняла у нее семью и любящего человека, который был ей предан до конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *