Воспитание — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Воспитание – неотъемлемая часть жизни каждого человека, и к нему необходимо подходить серьезно. 
  • В жизни каждого ребенка есть один авторитет и ориентир – это его родители. Для него они – это весь мир, это все, что у него есть. 
  • Ребенок бессознательно копирует поведение своих родителей, перенимает их жизненные ценности, и для этого даже не нужны никакие наставления. Поэтому воспитание — это демонстрация своего примера.
  • Воспитание — это передача моральных правил и ценностей молодому поколению.
  • Воспитание — это влияние родителя на ребенка, цель которого — адаптировать юного члена общества к жизни во взрослом мире.
  • Воспитание — это жизненные уроки, которые ребенку преподают его родители.
  • Проблема воспитания — это вечный вопрос, актуальный во все времена. У каждого поколения людей свои подходы к формированию мировоззрения нового поколения.
  • Роль воспитания в жизни людей нельзя переоценить, ведь именно формирование личности в детстве во многом определяет судьбу человека.
  • Проблема значимости воспитания всегда волновала людей, ведь некоторые из нас пренебрегают им и пускают судьбы детей на самотек, не помогая им развиваться морально и духовно.

Аргументы

Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ярко проиллюстрировал значимость воспитания Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Митрофанушка, великовозрастное дитя, взлелеянное матерью, вырос таким же, как его родители — безответственным, глупым и жестоким. Госпожа Простакова — грубая крепостница, тиран и деспот. На все ее окружение, кроме любимого дитяти, сыплются оскорбления. Портного Тришку она называет «мошенником» и «болваном», к няньке Еремеевне и вовсе проявляет небывалую жестокость: «По пяти рублей за год, да по пяти пощечин за день», — заявляет героиня. Муж ее совсем не имеет никакого слова в делах семьи. Митрофан же пошел еще дальше своей матери: он научился ловко манипулировать ею, льстя и хитря. Он понимает, что находится в центре вселенной Простаковой, что ему сойдет с рук любой проказ. В конце комедии вскрывается этот «сундук Пандоры», и истинная сущность Митрофана, его жестокость, выходят наружу. В финальной сцене Простакова, потерявшая имение, кидается к своему сыну как к последнему утешению, но Митрофан грубо отталкивает мать, произнося следующие слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». А автор заключает: «Вот злонравия достойные плоды».

И.А. Гончаров, «Обломов». От воспитания зависит судьба ребенка. Это доказывает пример из романа «Обломов». В центре повествования находятся два героя — Илья и Андрей. Илья — потомок знатных дворян, которого родители баловали с детства. Они не позволяли ребенку «перетруждать» себя обучением и даже активными играми. Илюша не мог даже надеть носки — в этом ему были обязаны помогать слуги. Образ жизни помещиков вселил в ребенка праздность и инфантильность. Он тоже мечтал спать, есть и забываться в грезах целый день, откладывая все дела «на потом». Поэтому он и стал всего лишь ленивым и апатичным человеком без работы, целей и перспектив. А вот его друг, Андрей Штольц, состоялся в обществе благодаря более суровому и деятельному воспитанию. Его отец не был дворянином и всю жизнь работал, чтобы обеспечить семью. Поэтому он приучил сына к труду и дал ему прикладные знания и навыки, чтобы он сумел добиться успеха. И Андрей всего достиг сам: на службе он получил личное дворянство, а потом ушел в отставку и занялся бизнесом. Он честно заработал капитал, поэтому его уважали даже самые знатные генералы и помещики. Его будущее было предопределено воспитанием: родители сделали все возможное, чтобы их сын стал успешным.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». А.С. Пушкин так же касается темы воспитания. Например, в романе «Капитанская дочка», который по праву можно назвать романом-воспитанием, так как в нем рассказывается о становлении личности дворянского недоросля. Одним из главных моментов в воспитании можно отметить наставление отца Петра Гринева: «Береги платье снову, а честь смолоду». Служба Андрея Петровича быстро закончилось, так как он не хотел продвигаться по карьерной лестнице нечестным способом и, пытаясь уберечь от этого своего сына, отослал его служить не в Петербург, о чем мечтал Петр, а в Оренбургскую губернию. Сам же главный герой был честен и перед собой, и перед всеми: он защищал честь Маши Мироновой, сражаясь со Швабриным, и не встал на сторону Пугачева: «Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу… Не моя воля. Велят идти против тебя – пойду», — говорит Гринев. В данном случае воспитание принесло положительный результат: сын пошел в отца и применил его моральные принципы в деле. Очевидно, что самым эффективным воспитательным методом является демонстрация собственного примера, соответствующего всем наставлениям и советам.

В.Г. Распутин, «Уроки французского». Личный пример всегда является главным орудием воспитания. Это доказывает пример из рассказа «Уроки французского». Мать главного героя овдовела и вынуждена была воспитывать троих детей в одиночку. В голодное послевоенное время женщина работала за двоих, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Еды не хватало, как и других необходимых вещей. Но такая тяжелая и безрадостная жизнь не сломала героиню рассказа. Она все равно не сдавалась и делала все возможное, чтобы ее дети не терпели нужду. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, как ее сын, несмотря на голод и нищету, получает образование в городе и становится человеком с большой буквы. Володя берет пример с мамы и терпит лишения, чтобы помочь семье. Воспитание личным примером эффективнее всего влияет на ребенка и делает его таким же добродетельным, как его родители.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». В «Евгении Онегине» также говорится о воспитании. Евгений, выросший в Петербурге и воспитанный по всем правилам светскости, ходил на все балы, спал до обеда и совсем не знал никаких забот. Но стоит учесть одну важную вещь: именно из-за этого «безделья» он не мог найти своего места в мире, почувствовать гармонию с ним. Он был оторван от национальной почвы, от традиций, и для него не было ничего святого. Герой как будто находился в какой-то прострации, он не мог определить для себя какие-либо ценности. Дело в том, что «Евгений Онегин» был написан после неудавшегося декабристского восстания 1825 г., и роман этот служил описанием всей дворянской среды, потерявшей политические ориентиры. Это явление в зарубежной традиции называется мировой скорбью, болезнью века, а у нас, в России, попросту хандрой. Истинным идеалом воспитания у Пушкина выступает Татьяна Ларина. Она сильная и цельная личность. Татьяна росла в деревне, слушала народные сказки своей няни, и это народное влияние, по мнению Достоевского, написавшего очерк «Пушкин», является основой ее личности. Героиня имеет понятия о чести и справедливости, у нее есть твердые нравственные принципы. В конце романа, когда одумавшийся Онегин просит о взаимности, героиня отказывает ему в этом, так как понимает, что строить счастье на несчастье других (ее мужа) – это бесчестный и даже подлый поступок. Очевидно, что она воспитана намного лучше, ведь у нее есть свой моральный кодекс, в отличие от беспутного Евгения, который перенял у французского гувернера только стремление к развлечениям.

Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Говоря о воспитании, стоит упомянуть и поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отец Чичикова навязывал мальчику свои суждения о жизни. Он убеждал сына, что дружбы не бывает, что ради выгоды можно сказать что-угодно, а еще он говорил: «Копи копейку…», — что и делал сам Чичиков. Во все жизненные авантюры он вступал именно с этим намерением. Чичиков прекрасно изучил людей и из любой ситуации мог извлечь выгоду. С раннего детства он угождал всем своим учителям, чтобы добиться их расположения. Далее обещал жениться на дочери начальника и за это получил должность повытчика. Во время работы на таможне ему удалось убедить начальство в неподкупности, обеспечив себе таким образом неплохое алиби, так как за спинами начальников он наладил связь с контрабандистами и нажил себе состояние.  Встречаясь с помещиками по делу покупки мертвых душ, он постоянно меняется и копирует манеры своих собеседников для быстрейшего достижения своей цели. Другое дело, что все его авантюры не удаются, ведь все, чем он руководствуется, – подло. Плохое воспитание сделало талантливого человека алчным и одиноким, зацикленным на приобретение состояния. 

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Проблема воспитания рассматривается в романе-эпопее «Война и мир». В семье Болконских этому процессу всегда уделялось много внимания и времени. Князь Николай не жалел сил и всегда занимался со своими детьми. Он, в отличие от многих своих современников, не делал исключения даже для девочки. Он дал Марье почти такое же воспитание, как и Андрею, научив ее твердости, принципиальности и упорству. Он преподавал ей даже точные науки, несмотря на то, что в те времена бытовало мнение о ненужности этих знаний для женщин. Князь Николай не верил на слово большинству и руководствовался своими убеждениями в воспитании. Поэтому он не обращал внимания на слезы дочери и ее нежелание заниматься геометрией, а шел по намеченному пути и смог привить ей дисциплину, любовь к знаниям и целеустремленность. После этих занятий его дочь уже не боялась трудностей и брала пример с гордого и сильного отца, который никогда не сдавался. Именно благодаря воспитанию княжна Марья смогла пережить сложные времена и не уронить свое достоинство.

Ф.А. Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла». Порой человек нуждается в суровых жизненных уроках, и только при таких условиях он может добиться в жизни большего. Именно о таком уроке вспоминал уже состоявшийся в профессии рассказчик в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла». В детстве он очень боялся ходить на уроки математики, потому что учитель был строг и насмешлив. Те, кто не делал домашние задания и плохо учился, были высмеяны им прилюдно. Харлампий Диогенович ни для кого не длил исключений и добивался высоких показателей знаний среди учеников благодаря своей уникальной тактике. И вот рассказчик придумал хитрость: организовал на уроке прививку, чтобы сорвать занятие и не получить свою порцию едкого юмора. Но учитель обо всем догадался и все-таки сравнил обманщика с Гераклом, подметив разницу: подвиг труса был жалкой пародией на деяния героя. После этого сравнения рассказчик почувствовал стыд и неловкость. К следующему уроку он уже был готов, как и ко всем остальным в дальнейшем. Благодаря этому строгому воспитанию в стенах школы ребенок стал успешным человеком, который питал чувство благодарности к своему наставнику.

Л.Н. Толстой, «Детство». Воспитанию высоконравственного человека помогают любовь, ласка и внимание. Это доказывает Л.Н. Толстой в повести «Детство». Главная героиня, в отличие от многих дворянок, сама воспитывала детей и принимала участие в их обучении. Наталья Николаевна показывала им личный пример, ведь сама свободно владела иностранными языками, много читала, хорошо играла на фортепьяно и танцевала. Героиня получила достойное образование и теперь помогала детям освоить его. Ее поддержка на каждом этапе формирования делала возможными многочисленные успехи детей. Своим участием она поспособствовала и нравственному росту сыновей и дочери. Так, Николай был очень добрым, сострадательным, умным мальчиком, который был способен на глубокие чувства. Володя стал целеустремлённым, сильным и независимым. Люба стала ласковой, доброжелательной и развитой девочкой. Под влиянием матери каждый ребенок раскрылся со своей лучшей стороны и стал многогранной личностью.

И.А. Бунин, «Цифры». Проблема значимости воспитания часто становится недооцененной. К сожалению, многие взрослые применяют неправильные педагогические методы и добиваются сомнительных успехов. Например, дядя из рассказа «Цифры» не поощрил любознательность племянника из-за своей лени. Сначала он соврал ребенку, что этот день не пригоден для занятий. Затем он сорвался на Женю, ведь тот продолжил настаивать на изучении цифр. После ссоры мальчика еще и выгнали из комнаты и оставили одного. Истерика, отрицание, гнев — вот чего добился дядя от племянника. Вместо того чтобы поощрить интерес к математике, герой его подавил. Но в финале рассказа нас ожидает примирение: дядя понял, что мальчик нуждается в новых знаниях, и помог ему освоить цифры. Его ошибка заключалась в том, что он недооценил значимость воспитания. Ребенок нуждался не в отговорках, лжи и уходе от ответственности. Он хотел узнать больше, и это желание нужно было поощрить, чтобы в дальнейшем Женя стал умным и равносторонне развитым человеком.

М. Горький, «Детство». К сожалению, воспитание не всегда бывает хорошим. В некоторых семьях детей делают жестокими, алчными и беспринципными — такими, какими являются взрослые представители этой среды. Такой пример описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой оказался в доме деда Каширина — грубого, скупого и злого человека, который выше всего на свете ставил деньги. Хозяин дома подавляет всех родственников и систематически избивает их за малейшую провинность. Под влиянием агрессивного отца сыновья Василия стали такими же аморальными и подлыми. Они тиранили и свои семьи, подсознательно подражая во всем ненавистному отцу. Остатки доброты и порядочности Алеше помогла сохранить только бабушка, которая его защищала. Акулина Ивановна рассказывала внуку народные сказки, а также часто давала хорошие советы. Своим личным примером она привила Алеше трудолюбие, силу воли и отзывчивость. Героиня всегда была надежной опорой для ребенка и сделал для него даже больше, чем родная мать. Только благодаря ее хорошему воспитанию Алеша стал добросовестным и честным человеком.

Трагедия Софокла «Антигона». Это произведения представляет собой последнюю часть из трилогии, в которую входят «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Перед читателем разворачивается миф о царе Фив Эдипе, который по незнанию убил своего отца Лая и женился на своей матери Иокасте. Эдип понимал, что предсказание оракула сбылось, но не смог принять своих поступков и из-за этого чувствовал очень сильную вину: его мать повесилась на ремне, не смирившись с действительностью. Тогда царь решает выколоть себе глаза бляхами от того же ремня, чтобы не видеть ужаса мира, в котором он живет. Получается, царь Эдип чувствовал свою вину и понимал, что он должен понести наказание за свои поступки. Это говорит о его богатом внутреннем мире и остром чувстве справедливости. Такой же выросла и его дочь Антигона, пример отца подействовал на нее благотворно. Именно ей присущи желание справедливости и любовь к своей семье. От брака с Иокастой у Эдипа было четверо детей; Этеокл, Полиник, Антигона и Исмена. После смерти царя братья стали бороться за трон, и Этеокл вместе с царским приспешником Креонтом изгнали Полиника, который собрал большое войско и пошел на Фивы. В результате этой войны погибли оба брата, но Этеокла похоронили по всем правилам погребения, а Полиника, как предателя и изгнанника, кинули на растерзание зверям. Антигона понимала, что в первую очередь Полиник – ее брат, он заслуживает быть погребенным. Несмотря на то, что Исмена всячески пыталась отговорить сестру идти на рискованный шаг, Антигона решила сама похоронить Полиника, вопреки всем угрозам Креонта: «Хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя», — говорит Антигона. Таким образом, Антигона переняла стремление к справедливости и честности у своего отца. 

Автор: Полина Болондь