Тезисы
-
Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д.Сантаяна)
-
Настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло (В.И.Вернадский)
-
…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (М. Горький)
-
Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. (С.Л.Франк)
-
Делать вид, что прошлого не существует — значит забыть его ужасный урок, представить себя жертвами обстоятельств, а не движущей силой собственного разрушения. (К.Голден)
-
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. Ломоносов)
-
Всякий день есть ученик дня вчерашнего. (Публий Сир)
-
Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед. (Эдмунд Бёрк)
-
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В.Г.Белинский)
-
Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. (Д.Неру)
Аргументы
Память о войне нужно не просто хранить, а не допускать повторения подобных событий. Молодые девушки из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» погибли, защищая Родину. Жизнь Гали Четвертак, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Риты Осяниной и Сони Гурвич оборвала война. Ими командовал старшина Федот Васков – единственный, кто остался в живых. Это напрямую связано с его опытом и профессионализмом. Но не девушки виноваты, что не умели воевать. В то страшное время иначе было нельзя, ведь освободить страну от врага мог только весь народ, одних мужчин попросту не хватало. Этот героизм забывать нельзя. Нельзя и допускать повторения подобного. Память о прошлом – защита настоящего.
Проблема памяти о жертвах фашизма — важный вопрос современности. Его затронул В. Быков в повести «Обелиск». В начале книги жители поселка собрались на похороны учителя, который был совсем еще ребенком во времена войны. Однако он вместе с товарищами попытался организовать диверсию и попался. Оккупанты подумали, что именно их школьный наставник в ответе за этот поступок детей. И они объявили, что отпустят их, если он явится сам. И Алесь Мороз, который и сам не знал о случившемся, сдался ради спасения воспитанников. Но враги не сдержали слова. И все же учитель пожертвовал собой и отвлек охранников, чтобы Павел смог сбежать. Только благодаря этому подвигу он сам продолжил дело Мороза и учил детей вечным ценностям в память о своем спасителе. Но на его похоронах начальник районо Ксендзов не счел нужным даже вспомнить о Морозе и поставил под сомнение значимость его подвига. Его пристыдили ветераны, чьими устами говорит с нами автор: важно помнить о своей истории, иначе ее трагические страницы повторятся вновь.
Проблема памяти о жертвах фашизма была затронута в произведении Б.Л. Васильева «В списках не значился». Юный лейтенант попадает в Брестскую крепость накануне вероломного нападения нацистской Германии на СССР. Белоруссии приходится принять первый сокрушительный удар вражеских сил. И Николай, даже не успев отметиться и принять пост, уже принял участие в боевых действиях и защищал цитадель, как будто от ее обороны зависит вся его дальнейшая судьба. Так и произошло: в крепости он полюбил, завел друзей, проверил себя на прочность. Николай Плужников, как и его возлюбленная Мира, как и его товарищи, стал жертвой агрессоров. Пусть имя его в списках не сохранилось, но мы должны запомнить его подвиг и самопожертвование всех тех, кто погиб, но не сдался.
Тему исторической памяти поднимает А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник». Он начинает повествование с описания исторического момента – решения Петра I построить Петербург. Император создал величественный и прекрасный город, «в Европу прорубил окно». Это решение запомнилось потомкам надолго и укрепило величие всей России. К сожалению, жители Петербурга многие годы страдали от наводнений (об этом эпизоде и рассказывает вторая часть поэмы), что показывает неоднозначность решения императора. Тем не менее, Петербург – великолепный город и самое известное решение царя, которое навсегда останется в памяти. Культурная столица увековечила имя Петра, и наш долг состоит в том, чтобы не забывать эту заслугу великого императора.
Память может быть не только о конкретных событиях, но и о стиле жизни, обычаях и традициях. Об этом рассказывается в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой вырос в неволе, в монастыре. Но он помнил дух свободы своих предков. Его влекла жизнь в горах, среди природы. Эта мысль не оставляла Мцыри, он сбежал из своего заключения и несколько дней действительно жил. Несмотря на то, что он в итоге вновь оказался в постылом монастыре, а потом и умер, Мцыри почувствовал короткое счастье. Для героя вопрос памяти был важным, ему необходима была связь с прошлым и свобода предков. Из воспоминаний он черпал то идеальное представление о жизни, на котором основывалось его мировоззрение.
Память о детстве напрямую влияет на человека и его поведение во взрослом возрасте. Пример этому – роман И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой Илья Ильич в детстве был окружен вниманием, любовью. Для него родовое имение Обломовка символизировало счастье, покой. Память об этом была в сердце героя, и он надеялся обрести свою Обломовку вновь. И у него это получилось, он нашел покой и умиротворение в доме Агафьи Пшеницыной. Память о счастье в детстве повлияла на героя во взрослом возрасте. Она стала основой его жизненного идеала, который направлял его поступки и мысли.
Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показал страшные картины войны, рассмотрел ее влияние на конкретного человека и на целые народы. Память об этом важна для любого из нас, даже спустя полтора века. В конце романа Л. Н. Толстой развенчивает культ личности Наполеона, предлагает свою концепцию истории, рассказывает о движении народов. Автор декларирует вечные ценности в противовес сиюминутным: не деньги и влияние, а семья и дружба, не война, а мир. Он показывает все это на примере семьи Ростовых, они символизируют идеальные родственные отношения – любовь, забота, уважение. О вечных ценностях необходимо помнить каждому человеку. Проблема сохранения памяти актуальна и в наши дни.
М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце» раскрывает проблему забвения былого. После Октябрьской революции большевики пытались не просто поменять общественный строй, но и создать нового человека, с новыми культурными ценностями, поэтому требовалось забыть все старое. Символ этой попытки – Шариков, бывший дворовый пес, которого профессор Преображенский сделал человеком. А человек не получается именно из-за отсутствия прошлого – у героя нет принципов, ценностей, связи с культурой и искусством. Отсутствие исторической памяти губительно для личности. Вместо человека мы видим деграданта, который не способен развиваться.
В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» рассказывает о том, как учительница Лидия Михайловна помогала своему ученику. Мальчик приехал из деревни учиться, жил впроголодь, вынужден играть на деньги, чтобы купить на выигрыш еду. При этом герой не принимал прямой помощи. Лидия Михайловна не отступила: она научила его играть в пристенок, он стал выигрывать и смог купить поесть. Лидия Михайловна поставила себя под удар (и в итоге сама пострадала за азартные игры и лишилась работы), чтобы помочь мальчику. Память о добром отношении главный герой пронес через всю жизнь. Добро к людям и память о нем делает и самого человека добрее.
Война – это не только героизм, это еще огромный стресс и давление на каждого человека, не важно, был ли он на фронте или ковал победу в тылу. Об этом говорит А. П. Платонов в рассказе «Возвращение». Вернувшийся домой Алексей Иванов чувствует неловкость: дети выросли без него, жена Любовь стесняется как невеста. Оказалось, что когда-то в минуту отчаяния жена изменила. Несмотря на то, что герой перед приездом домой закрутил короткий роман с попутчицей Машей, он был оскорблен и собирался оставить семью. Дети убедили его забыть былое и начать заново. Не всегда нужно постоянно зацикливаться на прошлом, нужно делать выводы и идти дальше.
Наплевательское отношение к культурной, народной памяти изобразил В. Шукшин в рассказе «Мастер». Столяр Семка Рысь заметил вблизи своей деревни красивую церковь. Она была старой, полуразрушенной, но красивой, что было заметно знатоку. Герой как творческий человек увидел мастерство строителей, почувствовал, как гармонично церковь вписывается в пейзаж. Семка решил, что такую ценность необходимо восстановить. Рысь обивал пороги инстанций, но в итоге ничего не добился. Для чиновников эта церковь была просто одной из многих, ничего уникального, а значит – не стоит стараться. Семка расстроился, купил бутылку вина и на церковь больше не смотрел. В культуре в сочетании прошлого и настоящего рождается подлинная красота. И былым нельзя пренебрегать. Иначе наши дети останутся нищими на пустой земле без достижений и побед.
Забвение прошлого (литературы, искусства) делает людей примитивнее. Об этом говорит Т. Толстая в романе «Кысь». Жителями постапокалиптического города Федора-Кузмичска легко управлять: они сажают репу, боятся начальства и болезней, им нельзя читать настоящие книги. Так жил и главный герой Бенедикт. Но когда он начал погружаться в наследие прошлого, читать «прежние» (которые были в ходу до загадочной катастрофы) книги, то он понял, что вокруг ложь и террор. Духовность утрачена героями именно потому, что потерялась связь с историческим и культурным прошлым. И автор показывает, что это приводит к страшному – к потере человечности.
Продолжение подборки Вы найдете по ссылке.