Можно ли прожить без мечты — аргументы из литературы

Тезисы

Можно ли прожить без мечты? Вступление и заключение помогут написать эти тезисы, а примеры к ним вы найдете под вторым заголовком:

  • Без мечты жизнь становится серой и лишённой вдохновения, ведь греза – это свет, который направляет нас вперёд.  
  • Можно прожить без мечты, но это существование будет похоже на путь без цели, где каждый шаг теряет свой смысл.  
  • Мечта – это двигатель прогресса, и без неё человек рискует утратить стремление к самореализации.  
  • Отказ от мечты превращает жизнь в рутину, лишённую радости открытия и ожидания чудес.  
  • Жить без мечты возможно, но это означает лишить себя тех далеких и притягательных горизонтов, которые делают жизнь увлекательным путешествием.  
  • Мечта вдохновляет нас на действия, а без неё мы рискуем застрять в бесконечной суете без развития.  
  • Человек без мечты теряет внутренний ориентир, который делает его уникальным и позволяет стремиться к большему.  

Аргументы

М. Горький «На дне». В пьесе Горького мечта – это единственный источник света для героев, погрязших в нищете и безысходности. Лука, странник, поддерживает веру жильцов ночлежки в то, что их грезы могут исполниться, даже если они почти невозможны. Например, Настя, несмотря на свою неприличную профессию, грезит о большой любви. Актер спился и потерял былую славу, но все равно вспоминает о былой жизни на подмостках и желает вернуть утраченное. Клещ верит, что сможет заработать деньги и вырваться из бедности. А Васька Пепел влюблен в Наташу и надеется на новый путь вместе с ней. Без этих иллюзий жизнь персонажей становится совсем невыносимой, как показывает пример Сатина, который отверг мечты и погряз в цинизме. Можно прожить без мечты, но такое существование лишено надежды, тепла и смысла. Она ведет в тупик, из которого нет выхода. А мечтающие герои хотя бы имеют опору в лице своих иллюзий и этим живут.

И.А. Гончаров «Обломов». Обломов – пример того, как жизнь без мечты превращается в застой. Да, герой живёт в фантазиях, но его мысли не подкреплены ни реальными действиями, ни какими бы то ни было основаниями: «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: 

у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов». Его размышления нельзя назвать мечтами, пусты и безжизненны, потому что лишены опоры на действительность и устремленность в будущее. Он предпочитает комфорт и бездействие, избегая стремления к чему-либо достижимому и имеющему к нему непосредственное отношение. В отличие от Штольца, который движим амбициями и планами о развитии, Обломов погружается в апатию. Жизнь без мечты оказывается статичной и лишённой смысла, как показывает судьба героя, который в конце концов остаётся неудовлетворённым.  

А. Грин «Алые паруса». В этом произведении Грин показывает, что мечта способна преобразить реальность. Ассоль верит в свою сказку об алых парусах, несмотря на насмешки окружающих. Когда-то принц на столь оригинальном судне заберет ее из Каперны. Её греза становится реальной благодаря Грэю, который увидел в ней нечто прекрасное. Если бы Ассоль отказалась от своих фантазий, её жизнь превратилась бы в рутину, где не осталось бы места для волшебства. И ее избранник прошел бы мимо обычной девушки из Каперны. Он не стал бы «делать чудо своими руками» для той, кому это не нужно. Грин доказывает, что мечта – это не только двигатель перемен, но и способ видеть в мире красоту и чудеса. Если мы от нее отрекаемся, то утрачиваем индивидуальность.

А.Н. Островский «Гроза». Катерина, героиня «Грозы», жила мечтой о любви и свободе. Её грезы были её внутренним миром, где она находила утешение от тирании свекрови, давления общества и слабохарактерного мужа. Когда её желание столкнулось с реальностью, оно оказалась раздавлено внутренним конфликтом. Она любила Бориса, но против этого чувства восстала ее совесть. Героиня не хотела жить во лжи и изменять мужу. Она призналась семье в содеянном, но не получила ни прощения, ни принятия. Впрочем, Борис проявил себя не лучшим образом. Он оставил избранницу в беде, так и не взяв на себя ответственность за эту связь. Лишившись последних иллюзий, Катерина не смогла жить без мечты, и её гибель стала символом того, что лишённая даров воображения жизнь становится для человека непереносимой. Таким образом, греза для Катерины была неотъемлемой частью её личности и источником надежды.  

Н.В. Гоголь «Шинель». Акакий Акакиевич – пример человека, чья единственная мечта определяла смысл его жизни. Для него новая шинель была не просто одеждой, а символом собственного достоинства и важности в обществе. Однако честно заработанный триумф недолго радовал героя. У него отобрали шинель на улице. Как и следовало ожидать, ни полиция, ни чиновники не помогли Акакию Акакиевичу ее вернуть. Эти люди лишь создавали иллюзию деятельности на рабочих местах. Лишившись своей мечты из-за несправедливости общества, герой утратил смысл жизни, что в конечном счёте привело к его гибели. «Шинель» показывает, что даже самая простая мечта может быть для человека двигателем и источником счастья, а её утрата – трагедией. Жизнь без грезы, как у Акакия до появления его желания, – это лишь тоскливое существование.  

М.А. Шолохов «Судьба человека». Война отняла у Андрея Соколова всё: семью, дом, привычную жизнь. Однако мечта о мирном будущем и возможность вновь обрести смысл в заботе о мальчике-сироте помогли ему не сломаться. Андрей не позволил отчаянию лишить себя человечности, потому что греза стала для него символом надежды и сопротивления трагическим обстоятельствам. Как во время войны его поддерживала мысль о жене и детях, так и после нее он нашел свое утешение в семейном очаге, пусть и для одного Вани. Андрей был опустошен испытаниями и потерями, но он все еще верил в возможность счастливого будущего для Вани. Без этой мечты он мог бы превратиться в ожесточённого, безразличного человека. Шолохов показывает, что греза – это якорь, который удерживает душу от падения в пустоту даже в самых трудных жизненных катаклизмах.  

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с детства воспитывался в духе офицерской чести и долга, но его мечты о службе и героизме стали реальностью лишь после встречи с Машей Мироновой. Любовь к ней придала его поступкам осознанность и понятные нравственные ориентиры. Желание защитить Машу и доказать свою стойкость помогла Гринёву пройти через суровые испытания. Именно ради нее он совершил настоящий подвиг — пробрался один во вражеский тыл и спас дочь героя от перебежчика Швабрина. Даже во время столкновений с врагами юный Петр думал о том, что его возлюбленной нужна помощь, и это придавало ему сил. Без этой мечты о любви и счастье с Марьей его жизнь была бы хаотичной и лишённой направления. Пушкин подчёркивает, что греза формирует характер, определяет цели и превращает человека в героя, способного преодолеть страх и трудности ради своих идеалов.  

А. Грин «Зеленая лампа». Главный герой Джон, облагодетельствованный, но обманутый богачом, оказался во временной изоляции. Однако его жизнь не превратилась в бессмысленное существование, как того хотел Стильтон. Джон, прочитав книгу по анатомии, нашёл достойное призвание: стать врачом и спасать жизни. Эта цель дала ему силы учиться и не сдаваться, несмотря на одиночество и бедность. Ив обрел в жизни смысл благодаря своей благородной мечте и помог самому Стильтону, когда тот, уже разорившийся и состарившийся, сломал ногу. Грин показывает, что греза способна превратить даже вынужденное заключение в возможность для самореализации. Без неё Джон мог бы окончательно сломаться, но мечта стала для него путеводной звездой, которая освещала путь к личному и профессиональному триумфу.  

А.Н. Островский «Бесприданница». Лариса Огудалова мечтала о настоящей любви, но её грезы разбились о холодный расчёт окружающих. Красивая, хорошо воспитанная и талантливая девушка никому не была нужна без приданого. Лишь деньги были достаточным основанием для серьезного отношения к ней. А без них Лариса и сама стала вещью, игрушкой в чужих руках. Но она не знала об этом, лелея грезы о совместном будущем с Сергеем. Он манил ее, давал надежду, но не делал решительный шаг, потому что тоже ждал выгодной партии. Когда же Лариса была обручена с другим, Паратов пригласил ее к себе на «Ласточку», не упоминая, впрочем, о том, что сам уже не свободен. Лишь наутро героиня узнала, что Сергей вовсе не думал на ней жениться. Лишённая мечты, она утратила смысл жизни и была рада выстрелу Карандышева.  

И.А. Бунин «Митина любовь». Митя жил мечтой о чистой и всепоглощающей любви, которая была для него смыслом существования. Когда его чувство оказалось неразделённым, он утратил внутренний стержень и не смог найти себя. Катя предпочла ему директора театра, который мог обеспечить ей карьерный взлет на сцене. Узнав о ее измене и решении уйти, Митя не смог больше жить. Мечта о любви была его единственным смыслом пробуждаться по утрам. На его примере Бунин показывает, что жизнь без грез и надежд оборачивается пустотой и одиночеством. Автор подчёркивает, что невозможно существовать без высоких стремлений.

Вот еще аргументы о мечте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *