Тезисы
Вступление и вывод на тему «Можно ли оправдать плохой поступок?» можно написать с помощью этих тезисов:
- Плохой поступок можно оправдать, если он был совершён ради спасения жизни или защиты близких.
- Иногда ошибку оправдывает неопытность и желание исправить содеянное с искренним раскаянием.
- Если человек совершил плохой поступок под давлением обстоятельств, его действия можно понять, но не всегда простить.
- Оправдание возможно, если цель была благородной, а плохие средства оказались единственным выходом.
- Когда человек действует из добрых намерений, но ошибается, его поступок стоит оценивать с учётом намерений, а не результата.
- Плохой поступок нельзя оправдать, если он наносит сознательный вред другим людям ради личной выгоды.
- Иногда поступок кажется плохим лишь снаружи, но его истинный смысл может быть раскрыт только со временем.
Аргументы
М. Горький «На дне». В пьесе Горького плохие поступки часто происходят от бедности и отчаяния. Например, Василиса, живущая в атмосфере ненависти и безысходности, решается на предательство, подталкивая любовника к убийству мужа. Её действия кажутся ужасными, но можно ли полностью винить её в этом? Василиса – жертва среды, которая лишила её выбора. Она вышла замуж за человека, которого не любила, он обращался с ней грубо и бесцеремонно. Жизнь с ним была для Василисы пыткой, под влиянием обстоятельств и она стала палачом. Горький показывает, что человек, сломленный жизненными невзгодами, порой совершает то, что осуждает сам. Её поступок можно понять, но оправдание возможно лишь частично, ведь предательство ломает жизнь другим и приводит к гибели Костылева. Тем не менее, трагедия героини показывает, что корень проблемы – не в ней самой, а в окружающем мире.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Поступок Евгения Онегина, который отвергает любовь Татьяны, можно считать плохим, но он оправдан личными принципами героя. Онегин искренне не хочет обманывать Татьяну, отвечая на её чувства равнодушием. Несмотря на кажущуюся жестокость, его поступок – проявление честности. Онегин признается, что после свадьбы сразу же охладеет к возлюбленной, несмотря на все ее старания, и сделает ее несчастной. Однако позднее, осознав свою ошибку, Онегин сам страдает от упущенного счастья. Пушкин показывает, что иногда плохой поступок – лишь результат внутреннего конфликта, который человек пытается разрешить. В случае Онегина его можно оправдать, потому что он не преследовал злого умысла, а старался защитить юную и неопытную девушку. Его отказ лишь кажется жестоким, но герой сделал так, как было лучше для них обоих в тот момент.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринев, выпив лишнего, проиграв деньги и накричав на слугу Савельича, совершает дурной поступок, но он заслуживает понимания. Герой только начал взрослую жизнь, покинув дом и столкнувшись с новой реальностью. Его неосторожное поведение – следствие неопытности и молодости, которые порой толкают человека на ошибки. Однако Гринев раскаивается и искренне просит прощения у Савельича, показывая, что понимает неправильность своих действий. В дальнейшем он исправляется и избегает азартных игр. В крепости герой ведет себя скромно и хорошо относится к своему слуге. Пушкин подчёркивает, что в людях важно не отсутствие ошибок, а готовность признавать их. Таким образом, поступок Гринева можно оправдать его искренним раскаянием и отсутствием жизненного опыта.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь Желткова к Вере можно считать одержимостью, а его письмо и дар – навязчивым поступком. Сегодня героя могли бы даже осудить. Тем не менее, в основе действий Желткова лежит самоотверженное чувство, которое он ставит выше пустых светских приличий и условностей. Его поступок кажется плохим в глазах общества, где он воспринимается как нарушение границ, но по сути он движим искренней привязанностью. Желтков не желает Вере зла и, осознавая невозможность их союза, даже приносит свою жизнь в жертву в финале повести. Георгий ради Веры готов на все, поэтому вполне объяснимо, что его сильное чувство выливается через край и провоцирует его на нарушение правил. Куприн показывает, что поступок, мотивированный чистой любовью, нельзя однозначно назвать плохим, и в нём больше благородства, чем эгоизма.
М. Горький «На дне». Лука, вкладывая слова утешения в ложь, поступает неоднозначно, но его действия вызывают вопросы об оправданности. Лука сочиняет истории о спасении Анны после смерти и лучшей жизни для Насти и Актера, чтобы дать им надежду. Его поступок можно считать плохим, ведь он не показывает людям правду. Актер поверил в его ложь, хотел найти больницу для нищих, где ему помогут, но понял, что это иллюзия. Это открытие так ранило его, что он свел счеты с жизнью. Обнадежив человека, Лука скрылся и оставил его наедине с воздушными замками — это жестоко. Однако Лука верит, что в условиях безысходности и отчаяния такой обман дарит хотя бы мгновения окрыленности и вдохновения. Горький заставляет читателя задуматься, стоит ли осуждать того, кто пытается облегчить страдания других, пусть и такими методами. Ложь Луки можно оправдать тем, что она приносит утешение другим, но не выгоду самому Луке.
М. Горький «Старуха Изергиль». Ларра, убивший девушку за отказ любить его, совершает злодеяние, которое кажется непростительным. Однако Горький предлагает задуматься о причинах его поступка. Ларра вырос в изоляции, не понимая законов человеческого общества. Его жестокость – результат гордыни и отсутствия воспитания, а не сознательное зло. Он лишь слепо перенял ролевую модель своего отца — орла. Осуждая Ларру, Горький также показывает, что общество может искоренять такие поступки, формируя правильные ориентиры. Поэтому хотя поступок Ларры нельзя оправдать, ведь он не раскаялся, а невинная девушка погибла, его мотивы дают понимание, что злодеяние – порой следствие одиночества и невежества, а не врождённого порока.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников убивает старуху-процентщицу, считая свой поступок оправданным ради высшей цели. Его план рушится, когда убийство приводит его к мукам совести и осознанию неспособности быть «сверхчеловеком». Родион собирался направить украденные деньги и ценности на благое дело, но не смог распорядиться ими, ведь даже боялся к ним прикоснуться. Страх разоблачения и глубинный, еще не вполне осознанный им стыд сковали его волю и превратили обдуманную идею в жалкие попытки самооправдания. Через страдания герой понимает, что даже ради общего блага нельзя переступать моральные границы. Достоевский показывает, что мотивы действий не оправдывают его, но путь к покаянию и осознанию своих ошибок делает человека лучше. Убийство Алены Ивановны и ее сестры – трагедия, но раскаяние Родиона подчёркивает, что даже самый дурной поступок может стать шагом к духовному очищению.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, находясь в плену, убивает предателя, который хотел сдать нацистам своего командира и выторговать себе условия получше. «Своя рубаха ближе к телу» — такова его мораль. Соколов не мог допустить убийства достойных бойцов и торжества изменника. Этот поступок можно оправдать, ведь он совершён в экстремальных условиях, когда каждая жизнь на счету. Соколов не мстит из личной ненависти, а стремится защитить других, рискуя собой. Шолохов подчёркивает, что иногда даже убийство может стать актом справедливости в борьбе со злом. Однако герой также испытывает боль от необходимости совершать такие действия, что доказывает его человечность. Этот пример показывает, что в сложных обстоятельствах грань между добром и злом размывается.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Эраст предаёт Лизу, увлечённый своей выгодой, и разрушает её жизнь. Он воспользовался наивностью и простодушием Лизы, пообещал ей жениться, но так и не сдержал слово. В армии юноша промотал наследство и решил поправить дела, женившись на богатой вдове. Его поступок мотивирован слабостью и эгоизмом, которые трудно оправдать. Однако Карамзин показывает, что даже злодей может испытывать сожаление. Эраст не забывает Лизу, его воспоминания о ней мучительны, но осознание ошибки приходит слишком поздно. Это подчёркивает важность ответственности за свои действия. Хотя поступок Эраста не заслуживает оправдания, он служит уроком, что равнодушие и слабость способны причинять не меньшую боль, чем сознательное зло.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас, убивший собственного сына Андрия за предательство родины, совершает жестокий поступок. Но можно ли его осудить в условиях войны? Для Тараса верность казацкой присяге и чести выше личных привязанностей. Он и сам страдает в этот момент, но не может предать свои убеждения ради семьи. Андрий нанес ему глубокую рану, хоть и имел право вершить свою судьбу. Сложно однозначно сказать, кто из них больше виноват в произошедшем. Гоголь показывает, что выбор между чувством и долгом часто трагичен. Тарас не оправдывает своё действие, но воспринимает его как неизбежность. Его поступок вызывает сочувствие, ведь он исходит из глубоких убеждений, а не злого умысла. Гоголь заставляет задуматься, что иногда плохие поступки могут быть частью большего конфликта, в котором нет однозначных решений.