Месть и великодушие — аргументы из литературы

Тезисы

  • Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. Фрэнсис Бэкон

  • Часто лучше не замечать обиду, чем мстить за нее. Публилий Сир

  • Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра. Эпиктет

  • Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. Ювенал Децим Юний

  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него. Марк Аврелий

  • Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным. Унсур аль-Маали

  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Фрэнсис Бэкон

  • Месть — это слабых душ наследство, В груди достойного ему не место. Карл Теодор Кёрнер

  • Месть — это удовлетворение чувства чести, как бы извращенно, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось. Йохан Хёйзинга

  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

Аргументы

Опасна ли месть для самого мстителя?

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин показывает образ мстительного и морально падшего человека через одного из героев — Алексея Швабрина, человека весьма лицемерного и даже эгоистичного. Гордость не дает ему признать проигрыш. Он мстит главному герою произведения за то, что в него влюбляется девушка, которая мила Швабрину. Именно поэтому мужчина провоцирует Гринева на дуэль (а ведь и оказался он в крепости из-за поединка, которые в то время были запрещены!), обманывает девушку, стремясь сделать ее своей женой. Алексей одержим местью, поэтому совершает ошибку за ошибкой: он подставляет Петра и вызывает отвращение у Марьи; он предает Родину и вносит себя в список бунтовщиков, обреченных на казнь; наконец, он, уже находясь под арестом, доносит на Гринева и врет следователю. Все эти действия приводят его в тупик. Это говорит о том, что мститель обречен на негативные последствия самой своей одержимостью реваншем.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Месть всегда ставит человека в неудобное положение и оставляет негативный след на его добром имени. Из-за нее легко потерять друзей и близких. Вот и Софья лишилась друга и, возможно, потенциального жениха, когда приняла решение распустить дурные слухи о Чацком. Ей было обидно, что он высмеял ее избранника. Хоть он и не знал, что они с Алексеем близки, Софья во всем винила Александра и наказала его, солгав гостям о его безумии. Чацкий узнал о ее подлости и отвернулся от нее, хотя он был единственным человеком, который искренне любил Софью и желал ей добра. Вот так героиня осталась одна наедине с фамусовским обществом и всеобщим равнодушием. Из-за мстительности она утратила то расположение, что привело Чацкого просить ее руки. Этот поступок навредил ей больше, чем Чацкому.

Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Великодушным человеком предстает главный антагонист повести – Емельян Пугачев. Несмотря на то, что Пугачев находится вне закона, будучи бунтовщиком, он проявляет великодушие по отношению к Гриневу. Он способен увидеть добрый поступок и ответить на него добром, а не подлостью или злом: стоит вспомнить эпизод, в котором Пугачев в знак благодарности приказал мятежникам отпустить Петра Гринева, когда тот оказался захвачен в плен. И это все при условии, что главный герой не пожелал присоединиться к рядам бунтовщиков и должен был быть казнен за это, как его коллеги по оружию. Это решение, не лишенное риска, требовало недюжинной силы. Пугачев знал, что Петр пойдет против него, оказавшись на свободе, но все равно пожалел его и помог ему. Гений русской литературы, Александр Сергеевич, тем самым показывает, что без внутренней борьбы совершить великодушный поступок невозможно. Всегда нужно приложить усилия, чтобы победить страх и недоверие.

Александр Грин «Алые паруса». К теме великодушия, проблеме понимания обращаются многие авторы в бесчисленном количестве произведений (как в объемных романах, так и коротких рассказах). Так и в повести «Алые паруса» Александра Грина главная героиня, девочка по имени Ассоль, относится к своему отцу не так, как все:  жители их городка и отвернулись от него из-за гуляющих слухов о том, что он будто бы позволил трактирщику утонуть. А ребенок не отвернулся от него, лелея в себе великодушие и понимание. Она не обижалась за ту дурную славу, которой наградил ее отец. Ее не пугало даже то, что и ей самой пришлось столкнуться с презрением и невозможностью общаться, играть со своими сверстниками (родители им это запрещали). Желая выжить в мире, Лонгрен был вынужден делать то, что выходило у него лучше всего: он мастерил игрушечные кораблики с яркими алыми парусами. Ассоль же продавала их в городе и помогала отцу, чем могла. Этот пример позволяет сделать вывод: проявление великодушия к родителю требовало от героини напряжения всех душевных сил. Ежедневно ей приходилось сталкиваться с препятствиями и проблемами, вызванными его поступком, но она ни в чем не укоряла его и терпела все превратности судьбы. Это говорит о стойкости девушки.

Почему месть не помогает искоренить зло?

А.С. Пушкин, «Дубровский». Месть не помогает искоренить зло, потому что она порождает новые и новые конфликты интересов, а самого вершителя правосудия ставит в положение преступника. В этом мы убеждаемся, глядя на судьбу Владимира Дубровского. Отца героя оболгал и обокрал бывший товарищ и сосед. С помощью взяток Троекуров добился того, чтобы имение и земли друга отошли ему. От горя и несправедливости старик Дубровский умер. Сын узнал об этом и решил мстить. Крестьяне не захотели переходить к другому владельцу и пошли за Владимиром в лес, где организовали шайку разбойников. Дубровский начал грабить и пугать тех, кто был причастен к афере Троекурова. Продажные чиновники получили по заслугам, как и льстивые дворяне, которые не заступились за Дубровского. Однако эта деятельность была противозаконной и поставила Владимира на одну ступень с Троекуровым. Люди его боялись, но коррупция в регионе как была, так и осталась. Он перечеркнул свою жизнь этим маргинальным поведением и не смог связать себя узами брака с возлюбленной. Месть героя не искоренила зло, сотворенное Троекуровым, а породила новые проблемы, которые коснулись уже самого Владимира.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Месть порождает зло, а вовсе его не искореняет, ведь под ее властью человек идет на безнравственные поступки и мотивирует других людей ответить ему тем же. В этом можно убедиться, следя за судьбой Родиона. Его преступление стало местью обществу и лично Алене Ивановне за социальное неравенство и угнетение бедняков. Именно наблюдение за бесправием нищих и торжеством ростовщицы заставило персонажа взяться за топор. Он мечтал о правосудии для всех, кого считал несправедливым, но сам стал орудием гнева, а не добродетели. «Я не старушонку убил, я себя убил!» — к этому выводу пришел Раскольников. Он лишь ухудшил положение людей, которым хотел помочь, и сам привел себя в тупик, из которого не было выхода. Его жажда равенства вывернулась наизнанку и предстала в виде аморальной теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». В итоге благие помыслы обернулись кровавыми деяниями. Месть Родиона сильным мира сего не изменила мир к лучшему, она лишь усугубила рознь между бедными и богатыми. Зло она не искоренила.

Негативные последствия мести

Л. Н. Толстой «Анна Каренина». Гениальный русский писатель, Лев Николаевич Толстой, тоже обращался к вопросу мести, ее необходимости и сути происхождения. Только он раскрывал ее в контексте семейных отношений. Главная героиня романа бросает мужа с сыном, начинает жить с любовником, хотя в обществе подобное осуждалось. Каренин Алексей, ее муж, будучи человеком не злым, не нашел в себе сил для того, чтобы простить предательство жены. Он решил ей отомстить: мужчина отобрал у матери ее право на встречи с родным сыном. Анна все глубже погружалась в глубины своей души, разрушая себя виной. Это отразилось на ее попытке создать новую семью: с возлюбленным они ссорились, а новорожденную дочь героиня полюбить не смогла. На фоне всего этого в Карениной просыпаются сомнения о том, любит ли ее избранник? Она не осознает, что топит себя в бессмысленных сомнениях об истинности его чувств и начинает мстить за свои муки Алексею. Героиня устраивает истерики и скандалы. Утонув в ворохе отчаяния и недоверия, угрызений совести, она прыгает под поезд. Лев Николаевич таким финалом романа показывает, что месть всегда приводит к трагедии, а конфликты нужно учиться решать при помощи разговоров и поисков компромиссов. Если бы муж не мстил, используя ребенка, то финал мог быть совершенно иным: каждый из героев познал бы счастье.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Проблема мести будоражила умы многих писателей, в том числе и русских классиков. Михаил Юрьевич Лермонтов не мог не обратиться к ней хотя бы раз. Именно поэтому в романе «Герой нашего времени» писатель делает эту проблему практически ключевой. Не просто так он обличает все недостатки общества, в котором живет сам, создавая типичный (для светских людей) образ в лице Григория Печорина. Главный герой романа нередко позволяет себе поступить низко, признает, что далеко не все его действия – показатель нравственности. Будучи на Кавказе, ему удается побывать на типичной кавказкой свадьбе, где его взгляд зацепился с красавицу-черкешенку. Он узнает, что ее зовут Бэла и у нее есть брат. Знакомясь с ним, он просит Азамата помочь ему выкрасть девушку. Тот соглашается, но взамен на лошадь Казбича — местного разбойника. Так Бэла оказывается в плену у Печорина. Но очень быстро Григорий сумел подобрать ключ к ее сердцу. Только вот сам офицер в процессе «завоевания» теряет всякий интерес к этим чувствам и перестает навещать девушку. Возможно, именно из-за этого Казбичу, стремившемуся отомстить, было несложно украсть Бэлу: в краже он видел месть Печорину. Конечно же, Печорин пускается в погоню после похищения. Именно это губит Бэлу: Казбич понимает, что с «ношей» ему не уйти, потому он вонзает в нее нож и просто выбрасывает тело, словно ненужный мусор. Красавица стала бессмысленной жертвой чужих обид. Месть порождает лишь месть, отчего добра в себе она не несет.

Как связаны великодушие и сострадание?

Александр Грин «Алые паруса».Автор произведения показывает благородным и еще одного героя – Грэя Артура, с детских лет проявляющего великодушие по отношению к окружающим. Особенно ярко это показано в эпизоде, когда кухарка Бетси обожгла руку, а мальчик решил проверить, насколько это больно, и тоже ошпарил себе руку. В тайне, чтобы никто не узнал. И после, узнав, сколь сильна боль, отводит Бетси к врачу. Мы видим, что сострадание привело героя к великодушному поступку. После такого неудивительно, что, когда он приплыл в Каперну, он восхитилс мечтой Ассоль и захотел ей помочь, узнав ее историю. На ее месте он представил себя, ведь окружающие тоже смеялись над его грезами о морском деле и навязывали ему иной путь. Он сочувствовал Ассоль, потому что сам пережил подобное. Споря с судьбой и общественным мнением, он воссоздал пророчество: капитан купил алую ткань и растянул из нее паруса на своем корабле. И когда она, как всегда, ждала чуда, Артур приплыл на этом судне  и увез ее и отца из города навсегда.
Таким образом, Александр Грин показывает, что великодушные люди становятся таковыми под влиянием сострадания. О. Генри «Последний листок». Наглядным примером, который доказывает взаимосвязь великодушия и сострадания в человеческих душах, предстает поступок Бермана из произведения «Последний листок» О. Генри.

Джонси, героиня, которой посвящен рассказ, сильно заболела и сдалась. Она уже похоронила себя и постоянно твердила, что умрет столь же быстро и тихо, как опадет последний листок с плюща, растущего у нее за окном. В один из дней ее сосед Берман услышал эти слова и рассердился: подобные глупости он не понимал, но за девушку переживал. Именно поэтому он вышел в дождливую промозглую ночь, чтобы приделать нарисованный листок к плющу. Последний настоящий уже опал. Героиня, увидев листок утром, поняла, что должна бороться за свою жизнь. Она быстро пошла на поправку (спасибо художнику, чей великодушный подвиг останется не озвученным). К сожалению, сам спаситель заболел и быстро скончался: он, ничего не прося взамен (даже не озвучивая того, что сделал!), пожертвовал всем. Это настоящий моральный подвиг великодушного человека. Таким образом, автор доносит мысль о том, что мы совершаем великодушные поступки под влиянием сострадания. Сочувствуя Джонси, Берман предпринял все возможное, чтобы ее спасти.

Месть — это уничтожение или умножение зла?

М. Горький «На дне». Месть не уничтожает, а умножает зло, потому что порождает такие обстоятельства, когда люди отбрасывают все «человеческое» и просто тянут друг друга на дно. Таких героев изображает Максим Горький в пьесе «На дне». Их отношения полны жестокости. Чего только стоит тирания Василисы по отношению к младшей сестре. А все – из-за ревности и неуверенности в себе: стоило ее любовнику проявить интерес к «живой» девушке, как женщина потонула в недовольстве и стала безжалостно избивать родного человека. В финале пьесы погибает ее законный муж, что стало своеобразной кульминацией всего процесса мести. Ваське после такого дорога одна – на каторгу, а возлюбленная и пальца об палец не ударяет для того, чтобы помочь герою. Она лишь опускает всех на дно своим обманом. Месть – это блюдо, которое подается холодным, но полностью разрушает человека. А тут она губит всех окружающих, изгоняя последние капли добра и милосердия. На примере этой героини писатель показывает, что под влиянием мести люди перестают быть собой и ничем не отличаются от животных. Эти негативные чувства к другим никак не могут искоренить зло, они его лишь порождают.

А. И. Куприн «Поединок». Месть не может искоренить зло, потому что она и является его источником. Из-за нее круговорот обид никогда не заканчивается и порождает все новые витки конфликта. Именно такую историю создает Куприн в своем произведении «Поединок». Шурочка кокетничает с влюбленным в нее офицером, чтобы вызвать у супруга ревность и спровоцировать поединок, который поднимет его авторитет в глазах товарищей и вынудит начальство перевести чету в другую часть. И пока Ромашов искренне, по-настоящему, влюблен, с его чувствами просто играют. Все принимает трагичный оборот, когда офицер, получавший все это время анонимные записки, вызывает героя на дуэль с целью отомстить за уязвленную гордость и честь. Шура убеждает Ромашова в том, что все произойдет «понарошку», лишь бы тот не струсил. Ромашов верит любимой, но погибает на этой дуэли. Зато муж Шуры возвращает себе авторитет и наверняка добивается перевода. Такая дикая мстительность была нормой для общества, отчего было большое количество жертв.  Таким образом, писатель подталкивает к мысли о том, что месть опасна для общества. В погоне за мнимой справедливостью люди забывают о том, что у них нет права распоряжаться чужими жизнями.

Можно ли оправдать месть?

В. П. Астафьев «Людочка». Нужно признать, что в жизнь нередко подкидывает обстоятельства, когда месть — это единственный способ достижения правосудия. Так, писатель Астафьев в произведении «Людочка» описывает судьбу девушки, которую изнасиловала группа парней. И один из тех, кто надругался, только вернулся из тюрьмы (а уже набросился на несчастную героиню и вполне мог бы получить за это срок). Он подбивает своих друзей на то, чтобы овладеть девушкой против ее воли, тем самым связывая всех юношей одним преступлением. И бедная Людочка ни от кого не смогла получить и капли поддержки: наставница заявила, что это совершенно нормально, матери и вовсе не до дочери – она старается создать себе другую семью, отчего времени на пострадавшую нет. А парень, что был дорог девушке, был одним из тех, кто надругался над ней (прямо-таки оправдал ее доверие!). Уголовники запугали всех и велели жертве молчать. Люда, погрязнув в печали и унынии, взяла и повесилась. Когда отчим узнал об этом, то взял и жестоко избил Стрекача (зачинщика надругательства). Пусть это и самосуд, предать героя осуждению и ругать его за то, как он поступил, — не самое верное решение: его гнев достоин оправдания, потому что власть бездействовала, а преступников никто не смог (и не пожелал) остановить. Таким образом, писатель доносит до читателя мысль о том, что когда закон не работает, даже месть — действительно единственный выход.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо». А что же делать человеку, с которым судьба была крайне жестока и несправедлива? Когда только месть может помочь восстановить справедливость, от которой отвернулся закон? С такой стороны к вопросу о возможности совершения мести (а не милосердия) обращается Александр Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Фортуна отвернулась от Эдмона Дантеса, заставив его принять непростое решение: он должен выжить, выбраться из заключения и отомстить своим обидчикам за поломанную ими судьбу. Завидуя счастью и удаче персонажа, лицемерные и прогнившие внутри заговорщики «клепают» донос на ни в чем не повинного моряка Дантеса, превращая праздничный долгожданный день свадьбы в траурные «проводы» в тюрьму. В продолжительном заточении Дантес, потерявший всякую надежду, по случайности знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать. Еще и делится местоположением несметных богатств, до которых ему самому теперь не добраться. После побега и тщательного планирования самосуда Эдмон мстит всем предателям. Щадит, проявляя великодушие и милосердие, он только сына своей возлюбленной Мерседес. Стоит отметить, что граф остается справедливым в своем возмездии: он спасает своего бывшего хозяина от банкротства, оплачивая долги за судно, делает его сына наследником своих богатств. Безусловно, человек сам для себя должен решить, необходима ли месть обидчикам, потому что каждым из нас руководит личное понимание добра и зла. Но когда закон слеп и глух, ничего другого и не остается.

М. Горький «Макар Чудра». В прозаическом произведении Максима Горького «Макар Чудра» конфликт строится на том, что молодые цыгане не сумели найти общий язык друг с другом. Пусть молодые люди, Радда и Лойко, и любят друг друга, но они слишком горделивы и независимы (в них играет их кровь), отчего признать власть чувств над волей они не желают.  В итоге героиня ставит возлюбленного перед выбором: либо он встает на колени перед ней на глазах всего табора, либо девушка никогда не станет его женой. После этого разговора юноша долго напряженно думал, как ему поступить. И вот он решился, возлюбленные стоят друг напротив друга, и Радда уже ощущает вкус победы на губах. Но вдруг Лойко убивает ее, а после падает перед ней на колени, как девушка того и желала. Несмотря на поступок юноши, Радда лишь шептала, что избранник поступил правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана, тем самым совершая месть за любимую дочь. Но Лойко знал, что так будет, а потому старика никто не стал осуждать: потеря ребенка, тем более у родителя на глазах, становится самым страшным и сильным потрясением. Лойко прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца. Таким образом, Горький показывает, что месть можно совершить даже из самых теплых, искренних чувств. И не всегда за это нужно осуждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *