Тезисы
- Любовь способна изменить человека к лучшему, ведь мотивирует его преодолевать преграды ради создания семьи.
- Жизненные трудности и испытания всегда меняют людей, ведь обнажают их истинную сущность и показывают им мир таким, какой он есть.
- Очень часто людей меняет война, ведь она не только оставляет на душе незаживающие раны, но и срывает маски с окружающих.
- Человека меняет окружение, ведь именно среда формирует мировоззрение и характер личности.
- Деньги меняют людей, так как постоянно создают соблазны и искушения, через которые сложно пронести доброту, отзывчивость и честность. Сами по себе деньги (и их множество) – это не плохо. Всё зависит от конкретного человека – кто-то просто не может справится с внезапным появлением большого количества богатства.
- Человека меняют жизненные обстоятельства и условия. Испытания и лишения закаляют характер или даже ломают его, а роскошь и праздность делают людей изнеженными и инфантильными.
- Любовь делает человека лучшей версией самого себя.
- Жизненный опыт всегда отражается на мировоззрении человека: негативные события делают ожесточают его, а положительные — размягчают душу.
- Человека меняют образование и культура: тот, кто учится и работает над собой, становится более умным, воспитанным и понимающим.
- Не время меняет людей, а обстоятельства, пройденные за это время.
- «Время не меняет человека, мудрость не меняет человека, и единственное, что может перестроить строй его мыслей и чувств, это любовь» (Пауло Коэльо)
Аргументы
«Судьба человека», М.А. Шолохов. Война меняет человека, как и любое тяжелое испытание. Это доказал М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Главный герой создал счастливую семью и жил хорошо. У него была прекрасная работа, стабильный достаток, его радовали трое детей. Но война перечеркнула все достижения Андрея. Соколов ушел на фронт и попал в плен. За это время его дом разрушил осколок снаряда, и жена с младшими детьми были погребены под этими обломками. Сын Андрея ушел на передовую и стал летчиком, но погиб в День Победы. В результате Соколов вернулся не домой, а к пепелищу надежд и чувств. Сам он пережил унижения и лишения в трудовом лагере, куда его определили оккупанты. Он трижды бежал и смог даже привезти с собой важного пленника. Но награды и медали не волновали его душу. Он хотел лишь окончания войны и освобождения страны. Все эти жертвы и испытания сделали веселого и открытого человека угрюмым и несчастным. В его глазах рассказчик видит поразительную тоску, глубокую и всеобъемлющую. Ничто и никто не заменит ему семью. Андрей взял на воспитание сироту, но по ночам ему по-прежнему хочется выть от боли. Он не понимает, за что жизнь его искалечила? Такие терзания переживали многие люди, вернувшиеся с фронта. Они навсегда изменяли их характеры и мировоззрения.
«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» мы находим яркий пример того, как настоящая любовь меняет человека. Герой по имени Мастер (другого имени читатель не знает, так представляется мужчина поэту Ивану Бездомному в психбольнице) встречает прекрасную Маргариту. Герои влюбляются друг в друга. Мастер – писатель. Он работает над созданием исторического романа о Понтии Пилате – римском прокураторе Иудеи, при котором несправедливо был казнён Иешуа (возможно, прообразом для него стал Иисус). Маргарита поддерживала любимого во всём – в том числе в его литературной деятельности. Однако, когда книга вышла, её сильно раскритиковало литературное сообщество (тот самый МАССОЛИТ, представители которого у М.А. Булгакова только едят и просят квартиру или отпуск). Критики были строги и жестоки по отношению к Мастеру. И герой уже был на грани, он готов был сдаться – сжечь свою рукопись. В таком состоянии он попал в сумасшедший дом. Маргарита не знала, куда пропал ее избранник. Чтобы узнать это, она отказалась от всего, что у нее было: бросила богатого мужа, пожертвовала обеспеченной жизнью, рисковала жизнью и спасением души. Ради спасения любимого Маргарита стала королевой на балу Сатаны и с честью выдержала все испытания. Таким образом, именно любовь помогла героине романа М.А. Булгакова измениться, стать более уверенной в себе и своих силах.
«На дне», М. Горький. Суровые жизненные уроки меняют людей. Об этом писал М. Горький в пьесе «На дне». Когда-то Лука вел маргинальный образ жизни и попал на каторгу. Его становление протекало в Сибири, где условия быта и службы были очень тяжелыми. Он встречал многих людей и не раз сталкивался с риском. Судьба сводила его с каторжниками и злодеями. Даже отношения с женщинами были трудными и неблагополучными. Но после всех этих испытаний Лука преобразился: мы встречаем доброго и отзывчивого старца, по-своему мудрого и изобретательного. У него богатый опыт общения с людьми, который он использует не себе, а им во благо. Каждому собеседнику странник пытается помочь советом или сочувствием. «Много мяли, оттого и мягок» — говорит он о себе. Эта фраза открывает нам еще один источник изменений в человеческой душе — обстоятельства жизни, которые размягчают характер и дают людям возможность осознать ценность сочувствия и понимания.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Человека способна изменить война. Пример мы находим в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из героев – князь Андрей Болконский. Он скучает на светских и семейных вечерах, жизнь ему опостылела. Он хочет отправиться на войну, чтобы получить признание и славу. Однако после активного участия в битве Андрей меняет свою точку зрения. И эти изменения глубже, сильнее и важнее, чем просто смена мнения насчёт какой-то отдельной вещи. Монолог, который продумывает герой, лёжа на земле, глядя на небо после Аустерлицкого сражения, показывает нам, как сильно повлияла на него война, как в корне другим стало его мировоззрение в целом. Вспомним отрывок из этого размышления князя Болконского: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, <…> не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения». Можно сделать вывод о том, что именно война помогла герою осознать истинный смысл жизни, поменять свой взгляд на мир – особенно, на суету этого мира. А вместе с тем изменился и сам Андрей.
«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Любовь всегда меняет человека. Об этом свидетельствует и пример из романа «Отцы и дети». Евгений Базаров был нигилистом и отрицал важность романтических чувств между мужчиной и женщиной. Причину их сближения он видел только в физиологических потребностях. В девушке он видел, прежде всего, самку, оценивал только ее внешность, поэтому не утруждал себя беседами с представительницами слабого пола. Для него любовь имела только кратковременное физическое выражение. Узнав историю Павла Петровича, который пожертвовал всем ради своей княгини, Евгений лишь отметил слабость его характера. Однако все изменилось, когда сам Базаров оказался на месте Кирсанова-старшего. Он без памяти влюбился в Анну Одинцову и постепенно осознал неправильность своих взглядов на мир. Женщина оказалась умной и интересной собеседницей, и тело ее было далеко не единственным качеством, которое пленяло Базарова. Тел было много, но Анна была одна на целом свете. И она ему отказала. Деятельный и циничный Евгений теперь пребывал в апатии и тоске, ведь его система представлений дала сбой. В финале мы уже не узнаем героя. Его жизнь перевернула любовь.
«Ионыч», А.П. Чехов. Человек способен меняться под влиянием окружения. Так произошло с героем рассказал Антона Павловича Чехова «Ионыч». Главный герой – сельский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Когда мужчина начал работать земским доктором (в начале своего пути), он был талантливым, увлечённым любимым делом, бескорыстным, добрым. Его целью было вылечить как можно больше людей, помочь всем нуждающимся в его помощи. Однако в захолустье его окружали обыватели, которые интересовались только азартными играми, сплетнями и алкогольными напитками. Дмитрий постепенно начал подстраиваться под местное общество, чтобы не быть одиноким. Его взгляды менялись, ведь большинство имело совсем другие идеалы — деньги и власть. Старцев со временем тоже стал ценить именно доход, а не результат своей службы. В пациентах он видел мешки с деньгами, в рутине — норму, в роскоши — смысл жизни. Он не был удовлетворен таким положением дел, но не мог сопротивляться влиянию извне. Он богател, толстел, становился ленивым и грубым. Тогда-то и начали его называть именно «Ионыч». Ионыч, в отличие от Старцева, был корыстным, алчным, безнравственным человеком, которому стали безразличны все, кроме него самого. Окружение изменило этого героя, ведь именно оно вносит важнейший вклад в формирование личности.
«Капитанская дочка», А.С. Пушкин. Человека меняют условия жизни. Об этом писал А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Главный герой был всего лишь беззаботным недорослем под родительской опекой, а ведь ему минуло 16 лет! Когда отец убедился в инфантильности и невежестве подрастающего наследника, он решил дать юноше основательный жизненный урок, который уже нельзя было прогулять. Гринев-старший отправил сына служить в далёкую крепость, где ему было негде развлекаться и где его никто не опекал. Из-под теплого родительского крыла Петр попал в настоящую армейскую жизнь, где нужно было повзрослеть здесь и сейчас. Там ему пришлось постоять за любовь, честь, Родину и присягу. Он прошел через испытания и лишения, одним из которых был выбор между предательством и казнью. Пугачев обещал пощаду только в обмен на службу, а Петр не был готов к такому компромиссу. Он предпочел смерть позору и сделал правильный нравственный выбор. Пугачев освободил его, смирившись с отказом от службы. Но даже после этого Петру пришлось вернуться во вражеский стан, чтобы освободить невесту. Он нарушил приказ, чтобы освободить любимую. Новые условия жизни вдали от родителей и в атмосфере полной самостоятельности изменили Петра. В финале перед нами предстал не недоросль, а защитник Родины и семьи, смелый офицер и надежный супруг.
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский. Как писал Данте Алигьери в своём произведении «Божественная комедия», «любовь, что движет Солнце и светила». Данте был абсолютно прав. Действительно, именно любовь способна побуждать людей к удивительным поступкам. Безусловно, именно любви подвластно изменить самого человека. Подтверждение этому мы находим в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Романович Раскольников. Он бедный студент, который одержим своей идеей о том, что одни люди обладают властью, а другие должны подчиняться. Одни – «Наполеоны», а другие «твари дрожащие». Тогда Раскольников решает испытать свои силы и узнать, «тварь он дрожащая или право имеет». Для этого Родион решается на убийство старухи-процентщицы – так он получает ещё и денежную выгоду от преступления. Убийство совершено. Раскольников начинает сходить с ума, заболевает, его накрывают горячка и бред. К счастью, рядом оказывается Сонечка Мармеладова. Молодые люди понимают, что влюблены друг в друга. Именно любовь помогает поменяться обоим героям. Родион словно заново рождается, переосмысляет своё отношение к жизни, отказывается от своей навязчивой теории, становится на светлый и добрый путь, увлекается христианской верой. В свою очередь Сонечка смогла отпустить свою тяжкую душевную ношу и начать строить свою семью. История Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой – это подтверждение того, что любовь способна изменить человека.
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн. Человека меняет каждое серьезное происшествие на его жизненном пути. Например, Вера Шеина преобразилась под влиянием известия о самоубийстве ее тайного обожателя. Георгий Желтков писал ей письма на протяжении нескольких лет, но дворянка не обращала внимания на анонимки. За это время она вышла замуж и обрела гармонию с собой. В ее мире спокойствия и безмятежности не было места возвышенной страсти Желткова. Он же не мог излить свою любовь в полноценном общении с ней: она была княгиней, а он — простым телеграфистом. Когда на именины Вере пришел дорогой подарок от неизвестного кавалера, ее брат вознамерился найти того, кто смеет оскорблять семью такими домогательствами. Георгий выслушал нежданных гостей, но хотел услышать от Веры, что она думает об его ухаживании. Тогда героиня не сдержалась и выплеснула в ответе все свое раздражение. Желтков понял, что ей было бы лучше без него. Он наложил на себя руки. Узнав об этом, спокойная и немного высокомерная Вера не ощутила в себе былого хладнокровия. Она дала волю слезам и сожалениям. Ей показалось, что мимо нее прошла большая и всемогущая любовь. Эта трагедия изменила Веру: смягчила ее сердце и развеяло то магическое спокойствие, во сне которого она пребывала столько лет.
«Горе от ума», А.С. Грибоедов. Человека всегда меняет образование. Когда мы интенсивно работаем над собой, процесс самосовершенствования ускоряется, и результат очевиден всем. Об этом пишет и А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Чацкий ничем не отличался от дворянского общества своего времени, но несколько лет, проведенные в заграничном университете, сильно изменили его. Когда он вернулся на Родину, то сразу увидел проблемы, на которые никто из его прежнего окружения внимания не обращал. Александр стал гораздо умнее и увереннее в себе, поэтому не постеснялся высказать свои взгляды тем, кто был выше его по положению. Он и на Софью смотрел уже другими глазами: она ему по-прежнему нравилась, но уже ничего из ее поведения не скрылось от взора влюблённого. Он анализировал каждый ее шаг и вскоре догадался о тайном чувстве к Молчалину. На каждом сюжетном повороте Александра теперь ждали новые открытия, но при этом он утверждает, что ничего не изменилось. И он прав: Москва осталась прежней, а он, Чацкий, вырос и стал гораздо образованнее и культурнее. Его изменило образование, полученное за границей.
«Портрет», Н.В. Гоголь. В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» мы находим пример негативных изменений человека под влиянием денег. Главный герой – молодой художник Чартков. Однажды он купил необычный старый портрет неизвестного автора. В полотне герой обнаружил тайник с золотом. Тогда корысть и алчность овладевают Чартковым. Он оставляет любимое дело, перестаёт прикладывать усилия, чтобы развивать талант живописца. Он становится не художником, а ремесленником, ведь пишет портреты на заказ и подстраивается под мещанские и банальные вкусы большинства. Юноша, жертвующий всем ради искусства, стал всего лишь расчетливым дельцом, для которого главное — доход. Его талант исчез под грудой оплаченных заказов. Богатство меняет человека. У героя рассказа Н.В. Гоголя не хватает силы воли, он оказывается не готов к большим деньгам, они портят его. Таким образом, человека способно изменить богатство – и часто в отрицательную сторону.
«Гроза», А.Н. Островский. Под влиянием жизненных трагедий и тяжелых впечатлений люди меняются. Так, Тихон, герой пьесы «Гроза», всегда был покорным и раболепным сыном, который во всем угождал матери. Он не смел открыто защищать свою жену и строил семью так, как того хотела маменька. Кабаниха пользовалась безволием Тихона и помыкала им. Он и шагу не мог ступить без материнского одобрения. Даже когда Катерина призналась в измене, Тихон послушался Марфу Игнатьевну и избил ее, хотя сам не хотел этого делать. Но смерть жены изменила Тихона: он открыто высказал Кабанихе свое негодование и обвинил мать в гибели супруги. Теперь перед нами предстал не покладистый сын, во всем зависимый от Марфы Игнатьевны, а зрелый и пораженный горем человек, у которого наконец-то открылись глаза.
«Тарас Бульба», Н.В. Гоголь. Любовь способна изменить человека. Вспомним повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». События произведения разворачиваются во время войны казаков с Польшей. У казака Тараса Бульбы есть два сына – Остап и Андрий. Во время сражений младший из них – Андрий – переходит в стан врага. Когда он учился в Киеве, судьба свела его с прекрасной панночкой, которая оставила глубокий след в сердце казака. Их знакомство не было официальным, Андрий не мог посвататься, да и долг звал его домой. Они разминулись, но красавица узнала, что ее знакомый участвует в осаде Дубно. Она обратилась к нему через служанку с просьбой дать немного хлеба для ее матери. Андрий повиновался и принес целый мешок. Любовь настолько сильно меняет его и его принципы, что герой решается на предательство родины. Он переходит на сторону Польши. Таким образом, такая мощная сила, как любовь, способна изменить человека и даже заставить его пересмотреть свои приоритеты и взгляд на жизнь.
«Дубровский», А.С. Пушкин. Человека меняют жизненные обстоятельства. Об этом писал и А.С. Пушкин в романе «Дубровский». Главный герой был столичным щеголем без особых забот. Отец регулярно высылал ему деньги, а он кутил среди товарищей и поднимался по службе. Владимир числился в престижном полку и подумывал о выгодной женитьбе и обустройстве в столице. Но смерть отца и разорение коренным образом изменили его жизнь. Он вернулся домой и увидел беззаконие и произвол чиновников, подкупленных Троекуровым. Его лишили законного наследства и дохода. Горе от потери отца при таких обстоятельствах обострилось. Беззаботный столичный франт в одночасье стал суровым мстителем, грозой окрестных дворян. Он возглавил крестьян и стал совершать налеты на тех, кто был виноват в смерти Дубровского-старшего.
«После бала», Л.Н. Толстой. Личность меняет не только среда, но и род занятий. Иногда служба требует от нас коренных изменений в поведении и мышлении. Так, герой рассказа «После бала» в домашней среде и в обществе знакомых представляет собой доброго и скромного человека, который жертвует своими интересами ради семьи. Его дочь получала красивые наряды для выхода в свет, а сам он ходил в старо обуви и в служебной одежде. Он был ласков по отношению к жене и своему ребенку. Его манеры внушали уважение. Он прекрасно танцевал и убил повеселиться. Но в ту же ночь читатель видит полковника на службе. Перед нами злой человек с гримасой гнева на искаженном лице. Он бьет солдата лишь за то, что он слабо избивает беглого татарина, которого необходимо наказать. Он руководит кровавой экзекуцией и проявляет ужасную жестокость. Эта перемена вызвана служебной необходимостью. Петр Владиславович подражает нравам военной среды и подстраивается по ее требования.
«Заметался пожар голубой», С.А. Есенин. Человека способна изменить любовь – сильное и удивительное чувство. Подтверждение этому мы находим не только в прозе, но и в лирике. Например, в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой». Лирический герой поэта говорит: «В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать». Ради любимой женщины он готов изменить свой образ жизнь: «Навеки забыть кабаки и стихи писать забросить». Именно это искреннее, настоящее чувство способно побудить человека менять свои приоритеты, менять самого себя, становится лучше, развиваться. Так произошло и с лирическим героем С.А. Есенина – весёлым хулиганом-поэтом, который влюбился и пишет о том, что ради возлюбленной готов преображаться.
«Олеся», А.И. Куприн. Ещё один пример того, как любовь меняет человека, мы находим в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся». Героиня по имени Олеся живёт в лесу вместе с бабушкой. Раньше женщины жили в деревне. Но местные жители решили, что они — «ведьмы», и выгнали их. Однажды на лесное жилище Олеси и её бабушки набредает барин Иван Тимофеевич. Он влюбляется в главную героиню. И чувства его взаимны. Любовь придаёт Олесе сил, так что девушка даже отправляется на службу в церковь – преодолевает страх перед людьми, которые некогда прогнали её. Не остаётся сомнений в том, что мощная сила настоящей и искренней любви способна изменить человека, сделать его сильнее и лучше.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Благодаря любви меняется и главный герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Евгений – «лишний человек» в русской литературе. Жизнь ему опостылела, все занятия и светские встречи наскучили ему. Он умён, но не знает, как применить свои знания и свой ум. Так что у него нет целей, нет смысла жизни. Таким был Онегин до встречи с Татьяной Лариной. Эта необыкновенная девушка поразила героя своей смелостью – она первая призналась в любви Евгению, она осмелилась написать ему письмо. Сначала герой не отвечает взаимностью храброй и влюблённой Татьяне. Однако со временем понимает, что по-настоящему влюблён в неё. Только осознаёт он это поздно – девушка выходит замуж, она «другому отдана и будет век ему верна». Тем не менее, читатель видит, как преобразился Евгений Онегин благодаря силе любви. Он стал более смелым и искренним, он отважился написать Татьяне письмо с признанием, приехать к ней домой, чтобы объясниться. Таким образом, любовь действительно способна творить чудеса – и, конечно, менять людей.
«Обломов», И.А. Гончаров. Любовь, безусловно, очень мощная сила. Однако её не всегда достаточно, чтобы навсегда изменить человека. Порой это преображение носит временный характер. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов. Он спокойный, ко многому равнодушный, ленивый и праздный. Он не любит светские мероприятия и большое скопление людей. Он любит отдыхать в своей комнате, любит свой диван и свой домашний халат. При этом он добродушный и понимающий. Противоположностью выступает хороший друг Обломова – Андрей Штольц. В попытках поменять товарища Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской. И действительно, сначала Илья Ильич меняется ради возлюбленной – он появляется в свете, ходит на прогулки и читает. Обломов борется с ленью. Но дело в том, что навсегда способна изменить человека только настоящая любовь и только тогда, когда люди уже полюбили и приняли друг друга такими, какие они есть, когда они не стремятся изменить возлюбленного и сделать так, чтобы он соответствовал каким-то идеалам или нормам. Любовь способна изменить человека, только если люди поддерживают друг друга, развиваются вместе и главное, всё же принимают друг друга со всеми недостатками и достоинствами. Если бы Обломов не начал меняться, есть вероятность, что Ольга бросила бы его. Девушка не принимала главного героя таким, какой он есть, она любила того Илью Ильича, который только должен был появиться на свет под ее руководством. Поэтому в данном примере любовь не изменила человека навсегда.