Тезисы
Человек часто воспринимается как венец природы из-за своей способности к разуму, развитию технологий и влиянию на окружающую среду. Однако есть аргументы против этого взгляда:
- Зависимость от природы: Человек не может существовать без природы. Мы зависим от экосистем для пищи, воды, воздуха и других ресурсов. Без здоровой окружающей среды человечество не выживет.
- Экологический вред: Человеческая деятельность часто наносит ущерб природе. Загрязнение, вырубка лесов, утрата биоразнообразия и изменение климата – это последствия наших действий, которые подрывают основы существования многих видов, включая наш собственный.
- Не уникальная эволюция: Хотя люди обладают уникальными умственными способностями, другие виды также имеют уникальные адаптации и способности. Например, дельфины и киты имеют сложные социальные структуры и коммуникационные системы, а некоторые виды птиц демонстрируют высокий уровень интеллекта и способности к решению проблем.
- Этические и философские взгляды: С точки зрения этики и философии, идея о человеке как венце природы может рассматриваться как антропоцентризм, придающий человеческой жизни и опыту непропорционально большое значение по сравнению с другими формами жизни.
- Уязвимость и ограничения: Люди уязвимы к болезням, природным катастрофам и другим факторам, которые могут легко изменить нашу цивилизацию. Это подчеркивает, что наша видимая доминирующая позиция в мире может быть иллюзорной и временной.
- Однако есть и рассуждения «за»: только человек может менять природу и придавать ей форму. Мы вывели тысячи новых видов фруктов и овощей, цветов и деревьев, а также создали новые разновидности животных.
- Только человек является попыткой Земли осознать себя. Лишь мы проводим исследовательскую деятельность и стремимся понять законы природы.
Аргументы
За
И. Крылов, «Волк на псарне». Автор басни показал, что человек играет в природе лидирующую роль. Волк пришел за легкой добычей именно в жилище людей, потому что только они научились одомашнивать и выводить скот для своих нужд. Они стали сверохотниками, которые больше не зависели от удачи или ловкости. Мы обеспечили едой всех членов общины, в то время как животные сделать этого не могут, хотя прошли тот же эволюционный пути. Итогом басни стала расправа над хищником: ловчий вершит суд, потому что сила и знания на его стороне. Волк же поплатился за свою попытку вмешаться в человеческий уклад жизни. Этот пример демонстрирует явное доминирование человека во всех сферах бытия планеты.
Фрэнк Герберт, «Дюна». Только человек может управлять эволюцией и решать экологические проблемы. Именно этим занимается герой книги, Лайет Кайнс. Он работает экологом, но не формально выполняет свои обязанности на Дюне, а реально вкладывает силы в изменение ситуации. На планете убийственный климат: жара, везде песок, нет воды. Люди живут в ужасающих условиях и погибают от недостатка самого необходимого. Кайнс знает, что это можно исправить, если ввести ряд экологических инициатив на уровне государства. Он всячески старается создать оазисы жизни на Дюне: посадить стойкие деревья, накопить запасы воды, отыскать подземные источники, создать новый баланс. Местные жители помогают ему, хоть и понимают, что перемены увидят только их правнуки. Этот пример доказывает, что лишь люди способны покорить себе климат.
Е. Носов, «Живое пламя». В маленьком рассказе автор обращает наше внимание на то, что именно человек формирует состав окружающей среды. Он один способен сажать цветы и деревья, возводить сады и огороды, создавать новые семена и черенки. Он дополняет, обогащает и организует природу своими усилиями, так как один знает, по каким законам она существует. Герои выбирают, какие цветы посадить на клумбах, и останавливаются на маках, которые быстро отцветают, но так ярко горят своими алыми бутонами. Они соотносят их цветение с человеческой жизнью и находят новый смысл чарующего явления. В этом и проявляется «венценосность» человека: он не только управляет естественными процессами, но и трактует их на языке символов.
А. Платонов, «Песчаная учительница». Главная героиня, Мария Никифоровна, воплощает стремление человека к просвещению и образованию даже в самых сложных условиях. Она приезжает в бедное село, чтобы преподавать детям, несмотря на все трудности и лишения, с которыми сталкивается. Ее самоотверженность и настойчивость в деле образования детей отражают высокие человеческие качества: силу духа, альтруизм и веру в лучшее будущее. Благодаря усилиям учительницы жизнь в Хошутово меняется: люди обретают знания, как бороться с вездесущим песком, и получают первые плоды своих осознанных усилий. Теперь в деревне есть деревья, источники воды и дров. Эти действия Марии Никифоровны можно интерпретировать как признаки того, что человек обладает уникальными способностями к изменению и улучшению мира вокруг себя. Ее работа в деревне символизирует стремление человека к прогрессу и развитию, даже в неблагоприятных условиях. Она является примером того, как человеческий разум и воля могут преодолевать природные и социальные трудности.
В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Через все произведение проходит спор о том, какую роль играет человек на Земле. Молодое поколение в лице Андрея уверено, что люди доминируют над природой, так как меняют ее по своему усмотрению. Решение затопить старую деревню они считают верным, ведь регион необходимо развивать, а для этого нужен источник электроэнергии. И лишь люди могут подумать и прикинуть, что для этого нужно сделать. На фоне случайных и бессознательных сил природы человек проявляет себя единственным созидательным началом, способным противостоять стихии и подчинить ее. Ведь на реке создается электростанция — неслыханное достижение цивилизации. Этот пример показывает технический прорыв человечества и источник его власти над планетой.
Против
Федор Достоевский, «Преступление и наказание». В романе Достоевского главный герой Родион Раскольников считает, что он имеет право на убийство ради высшей цели. Однако его действия приводят к глубокому моральному кризису и страданиям, что показывает, что человек не может безнаказанно ставить себя выше законов природы, которые исключают «убийство ради идеи». Животные проявляют жестокость лишь в том случае, если хотят есть или защитить себя. Силы стихии разят случайно, без всякой цели. И лишь люди оправдывают агрессию высшими мотивами, которые на поверку ничего не стоят. Родион решил поставить себя над естественными законами, стать сверхчеловеком и не смог, ведь человек — часть природы, а не ее властелин. Он не может диктовать условия.
Лев Толстой, «Война и мир». В этом эпическом произведении Толстой показывает, как великие исторические события и природные силы оказывают влияние на человеческие жизни. Все амбиции Наполеона разбились об обыкновенную зимнюю стужу. Он не рассчитал, насколько суров климат России. Его солдаты замерзали в дороге и не могли оказывать сопротивление. Триумф взятия Москвы обернулся настоящим поражением. Люди и их планы оказались ничтожными играми для окружающего мира, где царили свои порядки. Этот пример показывает, что судьбы людей часто зависят от сил, которые находятся вне их контроля, что подчеркивает ограниченность человеческой власти и значимости.
Иван Тургенев, «Отцы и дети». В этом романе Тургенев исследует конфликт поколений и различные мировоззрения. Евгений Базаров, представитель нового поколения нигилистов, считает, что человек может и должен изменить природу и общество по своему усмотрению. Для него окружающий мир — это не храм, а мастерская. Евгений жаждет ее переустроить, для чего изучает естественные науки. Однако его убеждения и действия сталкиваются с реальностью, что приводит к трагическому концу и показывает, что человек не может безнаказанно противопоставлять себя природе. Базаров из-за своей ошибки заражается тифом и умирает в цвете лет, ведь не может управлять естественными процессами и даже как следует вмешиваться в них.
Татьяна Толстая, «Кысь». Люди, пережившие катастрофу, деградировали и вернулись к примитивным формам существования. В мире после ядерной катастрофы, описанном в романе, они утратили многие достижения цивилизации и культуры, живут в суевериях, подвергаясь мутациям и болезням. Герои потеряли большую часть знаний и технологий, которые когда-то делали их цивилизацию великой. Они не могут читать и писать. Общество, изображенное в романе, вернулось к примитивным и варварским формам организации. Они живут в страхе перед мутантами и странными существами, такими как Кысь. Автор подводит нас к выводу, что человечество может быстро деградировать, когда исчезают условия для его процветания. Это показывает, что наши достижения могут быть хрупкими и легко утрачиваются, а значит, человек не является венцом природы.
Рэй Брэдбери, «Улыбка». Рассказ описывает постапокалиптический мир, в котором люди разрушили свои достижения и теперь живут в варварских условиях, характеризующихся ненавистью к остаткам прошлого культурного наследия. Герои живут в условиях крайней бедности. Они разрушают всё, что напоминает им о прошлом, вместо того чтобы строить новое будущее. Это показывает деградацию общества и неспособность к конструктивному развитию. Повествование подчёркивает цикличность разрушения человеческой цивилизации. Люди, разрушившие свои достижения, обречены на повторение тех же ошибок, что подчеркивает их неспособность учиться на своих ошибках и продвигаться вперёд. Рассказ «Улыбка» Брэдбери показывает, что человек не является венцом природы, так как он склонен к самоуничтожению и утрате своих достижений.
Чему человек может научиться у природы? Вот подборка аргументов на эту тему.