Аргументы для эссе на ЕГЭ по обществознанию по направлению «Философия»

Тезисы

Здесь перечислены тезисы (популярные примеры) и проблемы сочинений на ЕГЭ по обществознанию. Под соответствующими номерами внизу перечислены универсальные аргументы для эссе.

  1. Проблема добра и зла. «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Демокрит). «Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, а зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (А. Швейцер).
  2. Проблема истинных ценностей. «Ценность предполагает стандарт, цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей» (Айн Рэнд). «Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А. Эйнштейн). 
  3. Смысл жизни человека. «Назначение человека в разумной деятельности» (Аристотель). «Жизнь — это процесс самоподдерживающего и самопорождающего действия. Если организм в своем действии не достигает цели, он умирает» (Айн Рэнд).
  4. Проблема выбора. «Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора» (Айн Рэнд). «Жизнь — это непрестанный выбор между созиданием и разрушением» (В. Кротов).
  5. Проблема исторической памяти. «…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).
  6. Проблема человеческой нравственности. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев). «Нравственность — основа всех человеческих ценностей.» (А. Эйнштейн).
  7. Сущность человека. «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир» (Антуан де Сент-Экзюпери).
  8. Проблема места человека в мире. «В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова единственная мера ценности человека» (Айн Рэнд).
  9. Проблема определения жизненных приоритетов. «Ценность — это то, ради достижения и удержания чего человек действует». (Айн Рэнд).
  10. Сущность добродетели. «Добродетель — это действие» (Айн Рэнд).
  11. Человек и мир. «Мир — это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение»
  12. Манипуляция со стороны общества. «Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие». (Хасай Алиев).
  13. Проблема истины. «Истина — это то, что выдерживает испытание опытом» (А. Эйнштейн).
  14. Проблема свободы. «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю).
  15. Проблема ответственности. «Чем больше свободы, тем больше ответственности. Вечно актуальный древний парадокс». (Тимоти Лири).

Аргументы

Тема 1

  • Сущность добродетели определяется не только отсутствием плохих поступков, но и отсутствием неправильной мотивации. Это доказывает пример из истории. Так, мирное население нацистской Германии не участвовало в геноциде других народов, не шло войной на соседние государства, не пытало и не калечило людей. Однако оно поддерживало существующий строй (в 1932 году за Гитлера проголосовало 37% населения — больше, чем за какую-либо другую кандидатуру) и давало молчаливое одобрение зверству воинов и политиков. Они желали несправедливости, и это привело к многочисленным жертвам. Значит, добро должно быть не только в поступках, но и в мыслях человека, иначе оно будет служить злу.
  • О природе добра и зла размышлял Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Добрый человек, по его мнению, должен был не только избегать зла на практике, но и искоренять его в теории. Поэтому Пьер Безухов не только облегчил жизнь крепостных и не вводил жестокие ограничения в деревне, но и боролся с крепостным правом на государственном уровне. В эпилоге герой присоединяется к тайному обществу, которое пропагандирует новые взгляды среди дворян. Так, Безухов не только не участвует в несправедливости, но и отрицает ее, чтобы другие люди задумались над своим отношением к этому вопросу. Только так можно победить зло на всех уровнях.
  • Добро всегда преследует цель сохранения и улучшения жизни людей. В связи с этим хочется вспомнить пример из истории. «Спаситель матерей», доктор Земмельвейс посвятил всю жизнь борьбе с родильной горячкой, которая уносила жизни сотен тысяч женщин и детей. Он выяснил, что заболевания является заражением крови, а происходит из-за плохих санитарных условий. Доктор начал требовать введения новых условий, но большинство коллег упорно закрывали глаза на смертность и высмеивали рвение коллеги. Но статистика (вместо 30% летальных исходов стало 0,85%) показала правоту Земмельвейса, поэтому сегодня его достижение является ярчайшим примером победы добра над злом. Мы определяем добродетельность его поступка по критерию значимости, наша мера — это сохранение жизни людей.
  • Как понять, что есть зло? Нужно обозначить вред того или иного явления по отношению к человеку и его неотъемлемому праву на жизнь. Так, сегодня люди могут осудить несправедливые действия инквизиции, направленные против ученого Галилео Галилея. Папа Римский Урбан Восьмой осудил его на годы тюрьмы и пытку из-за того, что математик доказал правоту Коперника и тот факт, что Земля вертится. Вместо аргументов монахи применили насилие и вынудили ученого отречься от истины. Зная природу зла, мы можем сказать, что служители церкви стали его орудиями, ведь их деятельность была направлена на уничтожение человека.

Тема 2

  • Человек может обрести моральные ценности только в условиях свободного выбора, иначе он уподобится рабу, выполняющему любую прихоть хозяина, навязавшего ему безальтернативное существование. Так, советское правительство, начиная с 1929 года, проводило политику принудительной коллективизации и отказа от частной собственности в УССР (и не только там). Люди лишились прав на скот, землю и все свои достижения. Мотивации работать на таких условиях у них не было. Тогда государство начало практиковать «наказания крестьян с помощью голода». В результате люди работали за еду, и каждая пятилетка была недовыполнена, так как никаких моральных ценностей у людей не осталось: они не стремились к труду, не имели патриотизма, не желали общего блага ценой своих жертв. Такая рабская жизнь стала одной из причин формирования пронацистского движения на территории Украны в период оккупации. Вот так моральные ценности уничтожаются отсутствием выбора.
  • О разрушении моральных ценностей в безвыходной ситуации писал А.С. Пушкин в романе «Дубровский». Владимир потерял отца, наследство, родовое имение из-за подлости Троекурова и продажных чиновников. Теперь он был лишен возможности построить карьеру, жениться, раскрыть свой потенциал. Он даже не мог отомстить по законам чести. В ситуации без альтернативы герой пошел по криминальной тропе: он стал грабителем и скитался по лесам. Все его хорошие качества были употреблены во зло. В таком статусе он не смог жениться по любви и реализовать свои юношеские мечты. Как мы видим, если у человека нет выбора, он становится рабом обстоятельств и лишается нравственных ориентиров.
  • Что такое жизненные ценности? Это результат любви человека по отношению к миру, в котором он живет. Данный тезис доказывает пример из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Главными ценностями Джона Голта были разум, цель и самоуважение, ведь он стал изобретателем и хотел обогатить мир своим талантом. Джон любил жить и хотел делать это там, где достижения человеческого разума станут двигателем прогресса и залогом процветания. Он сделал для этого все возможное. Его ценности — отражение любви к жизни и миру, где он живет.
  • Человек, который вершит добро, идя по трупам, служит лишь злу. Это доказывает исторический пример аятоллы Хомейни, бывшего главы Ирана. Религиозный деятель смог организовать революцию в 1979 году в Иране. Несмотря на то, что он провозглашал моральные ценности и приписывал своим помыслам добродетель, в реальности его политика привела лишь к массовым репрессиям и войне с Ираком (1980—1988). Его поступки можно назвать лишь злыми, потому что они стали причинами гибели сотен тысяч людей.

Тема 3

  • Разум — это единственное средство к выживанию, доступное человеку, поэтому его предназначение — мыслить. Это доказывает пример Альберта Эйнштейна, который всю жизнь посвятил научному прогрессу. Благодаря этому человеку исследования в области физики продвинулись на столетия вперед, ведь был совершён огромный рывок. Однако на родине ученого, в Германии, ставшей нацистской, его всячески унижали и оскорбляли из-за еврейского происхождения. Люди не принимали его достижений и даже приписывали их другим, «арийским» научным деятелям. Однако история расставила все на свои места: мы знаем и уважаем вклад Эйнштейна, восхищаемся им, но осуждаем нацистский режим и тех чиновников, которые запрещали ученому работать.
  • Предназначение человека — это труд разума. Данный тезис доказывает пример из книги Виктора Гюго «Отверженные». Жан Вальжан происходил из бедной семьи и вынужден был не учиться, а работать, чтобы прокормить близких. Однообразный физический труд за гроши сделал его озлобленным и недалеким человеком. За первую же кражу в голодное время он сел в тюрьму и там строил планы мести миру. Но выйдя из заточения, он встретил доброго священника, который помог ему начать жизнь с нуля. Жан Вальжан получил образование и изобрел новый метод производства стекла, который помог бедному поселению превратиться в цветущий город с мощным предприятием. Именно разумная деятельность принесла Жану полную реализацию и наполненное смыслом существование.
  • Жизнь — это целенаправленное действие. Данный тезис доказывает пример из истории. Дарья Салтыкова (1730-1801) стала известна благодаря своим садистским наклонностям. Она убила более ста крепостных крестьян, которые ей принадлежали. Действия Дарьи Николевны были бесцельны: она убивала в порыве гнева и ради собственного удовольствия. Ее существование, основанное на извращенном паразитизме и нравственной деградации, нельзя было назвать жизнью. Поэтому императрица даже называла ее «он», дабы подчеркнуть противоестественность такого поведения для женщины. Салтыкову заточили в подвал и запретили ей общаться с людьми, ведь ее существование не имело ценности жизни, так как не имело ни соответствующей цели, ни подобающей формы.
  • Жизнь не может протекать в бездействии и бесцельности, ведь при таких условиях возможна только смерть. Этот тезис доказывает пример из культового фильма «Сид и Нэнси» (1986г) о жизни бас-гитариста панк-группы «Sex Pistols» Сида Вишеса и его подруги Нэнси Спанджен. Герои фильма, как и их прототипы, стали наркоманами. Из-за героиновой зависимости их жизнь потеряла цель и действие: в постоянном наркотическом чаду Сид не смог больше играть в группе, а Нэнси и так ничем не занималась. В итоге и он, и она умерли при невыясненных обстоятельствах, будучи еще молодыми людьми, потому что их образ жизни исключал саму жизнь как таковую.

Тема 4

  • Выбор — это неминуемая обязанность существа, наделенного волевым сознанием. Данный тезис подтверждается примером из истории. Когда к власти в Германии пришла нацистская партия, многие ученые стремились дистанцироваться от политики и никак не комментировать происходящее. Среди них был и Макс Планк, физик. Он закрыл глаза на гонения и репрессии в отношении коллег, оправдывая свое поведение тем, что он не поддерживал режим Гитлера, но и не мешал ему, чтобы сохранить свой институт. Своими рассуждениями Макс Планк не мог уйти от выбора. Его непротивление злу стало поддержкой зла.
  • Человек не может уйти от выбора, так как не может стоять на месте. Даже отсутствие позиции — его выбор. Это подтверждает пример из фильма «Пианист» (2002 год), основанного на реальных событиях. Владислав Шпильман, известный пианист, был евреем по национальности и жил в Германии. После нацистского переворота людей его происхождения начали притеснять. Но все члены семьи Владислава упорно не замечали гонений и надеялись, что это временно. Они, как и сотни тысяч впоследствии репрессированных евреев, закрыли глаза на происходящее и не делали свой выбор: уехать навсегда или остаться и принять свое ложное положение врагов народа. Они были на распутье, думали и медлили, но в итоге оказались в концентрационном лагере. Жизнь требует от человека решения, и если он его не делает, то обстоятельства выбирают за него.
  • Перед человеком стоит лишь один выбор: созидание или разрушение, жизнь или смерть. Это доказывает пример из произведения Джека Лондона «Любовь к жизни». Автор часто оказывался в экстремальных условиях и описал свой опыт выживания. Герой был золотарём на севере, однако не рассчитал времени и оказался без еды, патронов и других важных припасов. Он подвернул ногу, и напарник бросил его умирать. Но герой выжил и дополз до причала с китобойным судном, потому что умел создавать себе условия для выживания даже там, где это было невозможно сделать. Чтобы выжить, он бросил добытое золото. По пути он увидел кости того товарища, который его оставил. Тот свое золото не выкинул и погиб под его бременем! Билл предал друга и выбрал мораль смерти, поставив золото выше жизни. А герой (автор не дал ему имени) выжил, потому что созидал, а не разрушал себя.
  • Человек всегда выбирает между созиданием и разрушением. Этот тезис доказывает пример из истории. Как известно, в период репрессий 1937-1938 жертвами беззакония и фальсифицированных обвинений стали тысячи командиров и бойцов РККА и РКВМФ. Из пяти маршалов страны трое были расстреляны или доведены до смерти пытками. В результате этих разрушительных и подрывных действий верховного правительства Советский Союз оказался неготовым к войне с Германией и проигрывал вплоть до 1943 года. В то время пришлось вызволить многих несправедливо приговоренных из тех, кто еще был жив, чтобы хоть как-то нормализовать положение. Этот пример доказывает, что, единожды выбрав разрушение, люди идут по этому пути и дальше, ведь невозможно выбрать одно, а получить иное.

Тема 5

  • Историческая память необходима людям, ведь без опоры на нее невозможно ориентироваться в настоящем и строить будущее. Подтвердить это поможет исторический пример. Как известно, в СССР было приняло фальсифицировать историю и окрашивать деятельность монархов в сугубо негативные оттенки. Были затемнены, переиначены и скрыты факты из новейшей истории: никто не говорил о массовом голоде, дефиците, восстаниях крестьян, срыве «пятилеток». Из-за этого люди в большинстве своем жили в еще более плохих условиях, чем до революции. Если при царе они накопили золото и другие ценности, то во время голода 1933-1934 приносили их в организацию Торгсин, где муку плохого качества продавали за это золото в три раза дороже, чем экспортировали зарубеж. Не зная прошлого, люди дали себя убедить в том, что такое настоящее — прорыв и достижение.
  • Без исторической памяти люди лишаются возможности сравнивать данные и делать выводы, чтобы улучшить свое положение. Этот тезис доказывает пример из антиутопии Дж. Оруэлла «1984». Автор изобразил тоталитарное государство и перенес в него все черты, которые были свойственны реальным диктаторским режимам (одним из прототипов стал СССР). Главный герой работал переписчиком вчерашних газет. Он фальсифицировал информацию, чтобы не дать людям понять, что война давно стала лишь поводом для всевластия «жесткой руки». Не зная этого, граждане Океании топтались на месте, отдав бразды правления правителю, чьей деятельности они не могли оценить в силу невежества.

Тема 6

  • Человеку принято приписывать «зверство», однако зверь никогда не сравнится с человеком с жестокости, потому что не действует по предпосылке смерти. Люди же применяют извращенное насилие, так как отказываются от стремления к существованию и служат разрушению из-за неумения жить. Подтверждение этому мы находим в истории. В нацистской Германии были организованы «лагеря смерти» для расправы над неугодными людьми. Настоящие заводы по истреблению живых существ без смысла и пользы могли построить только разумные существа, чьи мотивы очевидны — неумение жить и стремление к всеобщему уничтожению.
  • Человек способен на нравственное падение, многократно превышающее все те проявления агрессии, которые свойственны животным. Этот тезис доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Пари». Главный герой во имя алчности отказался от всего того, что есть жизнь. За два миллиона он обязался провести 15 лучших лет во флигеле из общения с людьми, выходов на свежий воздух и других удовольствий. Тем самым он прировнял ценность жизни к ценности денег, заложил в ломбард свое человеческое достоинство. На такую безнравственность не способно ни одно животное.
  • «Нравственность — основа человеческих ценностей». Эту мудрость Альберт Эйнштейн выстрадал на собственном опыте. Когда в Германии к власти пришли нацисты, ученый отказался от кафедры в научном институте и от членства в Академии. Он бросил дом и имущество, но не согласился принять власть диктатора и травлю евреев. В отличие от многих молчаливых коллег, он открыто критиковал Гитлера и покинул страну. Эйнштейн не мирился с безнравственностью, ведь она обесценивает жизнь.
  • Безнравственность обесценивает жизненные ценности и превращает людей в жалких существ, у которых нет никаких абсолютов и принципов. Такие существа «пожирают» сами себя, ведь служат культу несправедливости. Это подтверждает исторический пример. Известный советский чиновник Лаврентий Берия лично пытал высокопоставленных репрессированных пленников, чтобы «выбить» признательные показания. Он не считался ни с чем, избивая даже женщин и детей, шантажируя и обманывая невиновных. Но в 1953 году он сам стал жертвой репрессий и погиб под пытками. Безнравственность повергла во прах и того, кто поклонялся ей, ведь обесценила все его «заслуги» перед партией.

Тема 7

  • Человека определяет мера его ответственности. Этот тезис подтверждает пример из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Герои, которые содействовали процветанию страны, несли огромное бремя ответственности, ведь в прямом смысле думали за других — тех, кто лишь оглашал противоречивые требования и задачи, ничего не делая. Поэтому автор вводит понятие «антилюди» — это те, кто действует по предпосылке смерти, желая лишь разрушений и грабежа, но маскируя свои стремления под личиной «общественного блага». Эти существа живут одним днем и хотят паразитировать на мире, а не создавать его. Этот пример убеждает нас в том, что лишь ответственность делает человека человеком.
  • Люди отличаются от всех остальных существ наличием ответственности перед собой, семьей, обществом, моралью. Лишь принципиальные и ответственные ведут мир к процветанию и истине, содействуют сохранению и приумножению жизни на Земле. В этом нас убеждает пример великого ученого Джордано Бруно, ставшего жертвой инквизиции. Он доказал, что вселенная бесконечна, а звезды представляют собой «далекие Солнца». Также он внес новые доказательства в научную систему мира, сформированную Коперником. Но власти Рима принуждали его отречься от «ереси». Осознавая последствия отказа, Джордано Бруно не уступил и был сожжен. Если бы он отрекся от науки, как и многие другие ученые, мы бы навсегда остались в каменном веке грабежей и убийств от имени веры, и тех, кто жил бы по кодексу насилия, едва ли можно назвать людьми.

Тема 8

    • Назначение человека в мире — это его профессиональная деятельность, являющаяся его вкладом в мир и отражением его идеалов. Это доказывает теория эволюции Дарвина: люди смогли выжить и развиваться только благодаря труду. Мы не можем представить себе жизни без совокупности труда всех окружающих и живших когда-то людей. Дорога домой, магазин за углом, картошка и масло для ее жарки — все это продукты профессиональной деятельности человека. Если бы каждый не вносил этот вклад, человечество не смогло бы выжить.
    • Человек приходит в этот мир для того, чтобы выразить свои идеалы в созидательном труде. Это доказывает пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой имел возвышенные идеалы, много мечтал и думал, но не выражал свою сущность в действии. Илья Ильич жил бесцельно и не мог найти стимула для жизни. Поэтому он умер рано и оставил сына сиротой. Не найдя самовыражения в труде, герой потерял смысл бытия и погиб духовно.

Тема 9

  • Ценность — это стимул деятельности человека. Данный факт подтверждается историческим примером. Николай Коперник, великий астроном, физик и медик, считал главной ценностью человека разум. Поэтому находил ему применение в разных сфера деятельности, будто доказывая, что для человека не существует ограничений. Например, он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома в родном городе, параллельно лечил людей от чумы (бесплатно), при этом успевая работать над сложнейшими расчетами. Он своим примером утвердил значение этой ценности для человечества.
  • Ценности мотивируют каждое действие человека. Это доказывает исторический пример. Известно, что житель древнегреческого города Эфеса по имени Герострат главной ценностью считал славу. Он хотел запечатлеть свое имя в веках. Для этого Герострат избрал своеобразное средство — сожжение храма Артемиды, сложного и красивого сооружения, которое создавали десятилетиями упорного труда. Герострат сжег его, и его имя сохранилось, как он того и хотел. Его ценность была достигнута, хоть и такой большой ценой.

Тема 10

  • Добродетель всегда проявляется в поступке, ведь легко быть нравственным на словах, и только в деле искренность этих слов проходит проверку. Это доказывает пример матери Терезы (1910 — 1997), известной монахини, которая организовала медицинские пункты в Индии. Миссионерка пропагандировала любовь к ближнему и другие христианские постулаты, но ее дела говорили об обратном. Так, она запрещала давать больным обезболивающие, принуждая их принять католическую веру. Она славила бедность Христа, но сама летала на частном самолете и жила в самых дорогих номерах. По ее действиям мы можем судить об истинном уровне ее добродетели.
  • Источник добра — это действие, что подтверждается историческим фактом. В истории сохранились упоминания о Савве Морозове (1862-1905) — богатом купце и меценате, который реализовал множество благотворительных проектов в царской России. Он вложил большую сумму в строительство Общедоступного театра в Москве, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ. Также он учредил стипендии одаренным студентам и отправлял их учиться заграницу. Он же учредил первые в России декретные выплаты для работниц своих заводов. Его поступки являются лучшей демонстрацией добродетели, чем миллионы слов.

Тема 11

  • Сущность мира, которую мы воспринимаем и формулируем, в значительной степени является отражением нашей сущности, ведь мы оказываемся именно там и видим именно то, к чему нас приводят личные цели и убеждения. Это доказывает пример из автобиографической повести Максима Горького «Детство». Дед главного героя был злым  и жадным человеком, поэтому считал мир жестоким и видел в нем только плохие черты. Даже в близких людях он замечал лишь угрозу и порок. Василий Каширин сам пострадал от насилия, но сам же и сделал его культом в семье. Он сам сделал свою внешнюю версию мира отражением внутреннего уродства.
  • Мир в восприятии человека является зеркалом его души и ума. Это доказывает пример из биографии Н.В. Гоголя (1 апреля 1809 г. – 4 марта 1852 г.), известного русского писателя. В произведениях автора почти нет положительных героинь. Все молодые и красивые женщины являются источниками опасности и губительного соблазна. В жизни Гоголь придерживался таких же взглядов: девушек сторонился, не вступал в брак, жил аскетом. Даже получая любовные письма от кузины, он не отвечал на них. В его мистическом представлении, перенятом у психически нездоровой матери, мир был источником порока, а женщины — совращением с пути истинного. Таким образом, мир в его восприятии стал отражением его сущности — замкнутой, аскетичной и страждущей. 

Тема 12

  • Если человек не управляет собой, он отдает себя во власть других. Эту закономерность подтверждает пример из новейшей истории. В Северной Корее господствует тоталитарный режим. Все сферы жизни строго регламентированы и подчинены интересам даже не партии, а диктатора, который ничем не связан в своих действиях. Известно, что даже прически и форма одежды в КНДР определяются законом. В такой ситуации никто из граждан Северной Кореи не может управлять собой, не может проявлять инакомыслие и представлять угрозу для власть имущего. Абсолютная власть добывается путем последовательного притеснения и порабощения личности.
  • Не управляя собой, личность оказывается в управлении у других людей. Это подтверждает пример из СМИ. В статье МБХ медиа «Можем отправить вашу дочь в психбольницу» (от 14.09.2020) рассказываются истории подростков, которые попадают в сумасшедшие дома, проявляя признаки деструктивного поведения. Не управляя своими эмоциями в сложные моменты, герои статьи сами дают родителям поводы для ограничения их свободы. Иногда в семье их вынуждают на эти меры жестокие родственники. Этот материал дает основания полагать, что человек, который не управляет своими действиями, лишается контроля над собой и становится недееспособным в глазах окружающих.

Тема 13

  • Истину всегда можно проверить опытным путем. Это доказывает пример из советской истории. Как известно, одним из отличий сталинского большевизма от теории марксизма является пересмотр закона стоимости. Сталин и другие идеологи новой системы его не признавали и не учитывали. Но истина проверяется экспериментально: подобный взгляд на экономику стал причиной товарного дефицита, который стал постоянным явлением для советской плановой экономики. Товары распространялись по ценам, не соответствующим экономическим реалиям, что (вкупе с другими причинами) порождало постоянную нехватку того или иного продукта. Закон стоимости был и остается истиной, которую подтверждает сама жизнь.
  • Истина определяется экспериментально. Это доказывает первый в истории человечества опыт, сведения о котором дошли до наших дней. Известный древнегреческий ученый Пифагор пришел к истине, что гармонические интервалы могут быть выражены с помощью числовых соотношений. В этом он убедился с помощью монохорда. Заставив звучать струну, а затем ее половину, он обнаружил, что они звучат созвучно, причем получающийся интервал является октавой. Затем он заставил звучать всю струну и 3/4 ее, получив таким образом кварту. Наконец, то же самое было проделано с целой струной и ее 2/3, при этом была получена квинта. Опыт позволил Пифагору подтвердить свое знание и сделать его абсолютом.

Тема 14

  • Поскольку личная свобода начинается там, где заканчивается свобода другого человека, понятие «свободы» тесно связано с понятием «ответственности». Эта закономерность подтверждается примером из СМИ. Алеся Лонская в 2014 году написала статью «Деньги на крови младенцев» в журнале «Русский репортер». Журналистка резко осудила бизнес на хранении стволовых клеток, утверждая, что их польза для человека не доказана. Но 28 октября 2014 года ИСКЧ выиграл иск на 44,4 млн рублей по делу об ущербе деловой репутации. Воспользовавшись свободой высказывать свое мнение, журналистка приняла на себя ответственность за возможные риски и стала ответчицей в суде. 
  • Свобода — это ответственность, ведь человек, принимающий решение по своей воле, принимает и его последствия в полной мере. Это доказывает пример из повести А.П. Чехова «Дуэль». Надежда ощущала себя свободной женщиной и ушла из семьи, увлекшись другим мужчиной. Однако эйфория влюбленности прошла, и Надежда стала пожинать плоды своего решения: сомнительный социальный статус, безденежье, полная зависимость от непостоянного любовника. Вместо желанной свободы героиня получила кабалу, потому что была безответственна в своем стремлении и оказалась неготова к его последствиям. Человек не может обрести волю без готовности отвечать за все результаты своего выбора.

Тема 15

  • Взаимозависимость свободы и ответственности — факт, доказательством которому служит пример из мирового бестселлера Г. Робертса «Шантарам». Эта книга основана на реальных событиях и повествует о побеге автора из тюрьмы и его приключениях в Индии. Освободившись из заключения, герой осознал, что главным его достижением и испытанием является вовсе не бегство из застенок, а попытка исправиться и выжить за их пределами. Свобода легла на плечи Лина огромным бременем ответственности за новую жизнь, которую он должен был начать без наркотиков и преступлений.
  • Свобода и ответственность прямо пропорциональны. Это доказывает пример из истории. В 1990 году Таджикистан объявил о выходе из СССР. Теперь страна была свободна и могли идти по любому выбранному курсу. Но с выбором курса и возникли проблемы. Бремя ответственности за будущее страны оказалось слишком тяжелым. Таджикистан раздирали внутренние противоречия между демократическими и авторитарными тенденциями, которые привели к гражданской войне 1992-1993. Этот пример доказывает, что освобождение сулит увеличение степени отвественности.